28 сентября 2012, 14:17 | 1 680 просмотров
Цель: Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логичесно, грамотно, образно и убедительно говорить, научить учащихся пользоваться русским языком как средством получнния знаний по другим учебным предметам.
Ход игры.
Здравствуйте, дорогие ребята, наши гости, уважаемые члены жюри. Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру «Лингвистический турнир» Приглашаем участников команд за игровой стол. Это команды 8,9,10-го классов.
1 тур
Капитаны представляют каждого участника, показывают эмбему, называют свой девиз.
2 тур
«Разминка»
Я задаю вопросы, вы в течение минуты должны ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответь – 2 балла.
Вопросы:
1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)
2. часть слова, графически обозначаемая квадратом. (Окончание)
3. Назовите главный член предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько самостоятельных частей речи. (6)
5. Назовите возвратное местоимение. (Себя)
6. Какой член редложения отвечает на вопросы Какой? Чей? (Определение)
7. К какой части речи относятся слова бегать читать? (Глагол)
8. Переведите на русский язык слово садақ (лук)
9. Сколько согласных в слове бельё. (3)
10. Каким стилем пишут учебники. (научным)
11. Как называется предложение, в котором содержится просьба или совет? (побудительное)
12. Как называются слова, противоположные по смыслу? Антонимы)
13. Раздел науки о языке, изучающий способы образования слов? (словообразование)
14. На какие вопросы отвечает дополнение? (косвенных падежей)
15. Часть слова, графически обозначаемая другой. (корень)
16. Сколько второстепенных членов предложения? (3)
17. Как называются слова, пришедщие в русский язык из других языков? (заимствованные)
18. К какой части речи относятся слова ура, ого, ой? (междометия)
19. Сколько служебных частей речи в пусском языке? (3)
20. Какой стиль речи используется в быту? (разговорный)
21. Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (многозначные)
22. Какая часть речи отвечает на вопросы Как? Где7 Куда? (наречие)
23. Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
24. Назовите личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
25. Сколько звуков в слове молния? (7)
26. Назовите суффиксы деепричастий несовершенного вмда. (-а, -я)
27. Раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков. (орфоэпия)
28. Каким стилем написаны журнальные статьи? (публицистическим)
29. Сколько гласных звуков в слове интервью? (3)
30. Назовите особые формы глагола. ( Инфинитив, причастие, деепричастие)
31. Переведите на русский язык слово ғасыр. (век)
3 тур
«Дружная семейка»
По вертикали записаны три слова грамматика, морфология, стилистика, подберите к ним «дружная семейка», ученики по одному подходят к доске и пишут слова. За правильный ответ – 2 балла.
Г- наречие (громко) М-сущ.-е (мешок) С-сущ-е (сани) Р- гагол (ругать) О-местоим.(он)
Т-местоим.(ты)
А-прилаг.(алый)
Р-наречие(редко)
И-глагол (искать)
М-месотим.(мы)
Ф-сущ-е (фонарь)
Л-союз (либо)
М-прил-е (милый)
О-междом. (ох)
И-сущ-е (искра)
А-междом.(ай-ай)
Л-прил-е (лютый)
С-числит.(сто)
Т-числит.(три) О-числит.(один) Т-нареч.(тихо) И-сущ-е (иней) Г-глагол (гулять) И-причастие (изученный)
К-союз (куда) И-сущ-е (имение) К-предлог (к) А-наречие (активно) Я-прил-е (яркий) А-междом. )ау-ау)
4 тур
«Собери текст»
Надо собрать текст из отдельных слов (слова записаны на отдельных листочках и сложены в конверт), нужно наклеить предложения на лист бумаги.
8 класс
Быстро пролетело лето. Наступил сентябрь. Вместе с ним пришла осень. Все школьники сели за парты. Много интересного узнают они в новом учебном году
9 класс
Осень уже поселилась в нашем селе. Она сама расклеила повсюду яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Деревья в парке намокли и сникли. Только дуб стоит прямо и гордо.
10 класс
Мы ночевали у лесника. Он угостил нас чаем и постелил постель. Под крышей сарая было гнездо. Пять птенцов просили еды. Ласточка долго кружилась над гнездом и наконец, села и покормила своих птенцов.
5 тур
«Ты мне – я тебе»
Каждая команда по очереди задает два вопроса соперникам. За правильный отвект- 2 балла.
Можно брать помощь зрителей – болелщиков команды.
6 тур
«Пословицы»
Перед вами таблица, в которой 6 ячеек. Вы выбираете число, за ним задание. За полный правильный ответ вы получаете 1 балл.
1. Замени пословицами
Учись всю жизнь. (Век живи – век учись)
Не болтай. (Держи язык за зубами)
Трудись. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) Надо учиться. (Ученье-свет, а неученье-тьма)
2. Подбери пословицу
Надо выбрать из правого столбика пословицу, похожую по смыслу пословице из левого столбика
3. По двум словам собери пословицу
o Дело, мастер (дело мастера боится)
o Труд, лень ( Труд кормит, а лень портит)
o Воробей, вылетит (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
4.Ответь на вопрос, вспомнив известную пословицу
- Чего не вырубишь топором? (что написано пером)
- Где черти водятся? (в тихом омуте)
- До Киева доведет что? (язык)
5. Собери пословицу
1. Готовь сани летом
2. А телегу зимой
3. Что написано пером
4. Того не вырубишь топором
5. Беспеяный пьёт воду
6. А заботливый – мёд
7. Поспешишь –
8. Людей насмешишь.
6. Из данных слов составьте пословицы
Любишь, люби, кататься, и, возить, саночки.
Друзей, человек, что, без, корней, без, дерево.
Омуте, в, черти, тихом, водятся.
7 тур
"Черный ящик"
В черном ящике лежит то, что индейцы называют чикле. Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила.
Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается по рецепту врача.
В конце 19 века один американский коммерсант Вильям Ригли провел рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор комммерсант перешел на производство только этого.
Вопрос: Что в чёрном ящике?
На это задание Вам даётся 1 минута. Это задание оценивается в 3 балла.
Правильный ответ: жевательная резинка
10. Слово басня и бассейн – это однокоренные слова.(-)
11. В слове семья – 5 звуков.(+)
12. Слово мебель женского рода.(+)
Спасибо, ребята! Вы молодцы! Желаю вам успехов во всем!
Подведение итогов всей игры. Награждение победителей