Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


2 ноября 2012, 23:25 | 1 595 просмотров


Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой и условием развития системы среднего образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, преемстевнности и практической направленности.

Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие, создание условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

Главным недостатком системы школьного образования является отсутствие деятельности ученика, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При преходе к информацинному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля .

Целенаправленное овладение знаниями в школе всегда обеспечивается уже имеющимися в опыте ребенка структурами деятельности.

В современных условиях, когда на ребенка обрушивается лавина всевозможной информаций впервую очередь уроки русского языка и летературы призваны создать условия для развития ученика осознанного и ответственного отношения к своему будущему, к себе и окружающей его действительности. Безусловно, в первую очередь речь идет о развитий у школьника способности ориентироваться в мире с позиций добра, кросоты и истины. Кроме того, современная действительность требует от человека деятельного отношения к ней, активной жизненной позиции, компететности во многих сферах жизни. Известно, что ученик осознанно усваивает только те знания, которые приобретают для него личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, необходима актуализация субъективного опыта обучающихся, которую я осуществляю путем:

-создания проблемных ситуаций;

-создания эмоционального фона урока

-построением урока в непосредственной близости к жизни.

Большое значение для активизации личного опыта школьников имеет эмоциональный фон урока. Исследования зарубежных психологов (Д.Майерс, С.Паппотто) показали, что настроение влияет на эффективность запоминания и воспроизведения материала, а я убедилась, что только атмосфера доверия и открытости позволяют вести на уроке продуктивный диалог. Поэтому зачеты провожу в форме деловых игр, тренингов, и пультового тестирования учащихся, если данный урок проводится в кабинете информатики. На уроке, посвященные изучению лирики поэтов серебрянного века или поэтов чистого искусства, предлагаю ученикам поразмышлять над афоризмами, собранные в «копилку афоризмов» самими же школьниками, при этом использую разнообразные видео и аудио-материалы и интерактивные средства.

Для меня важно, чтобы организуемая совместно с обучающимися деятельность содержала бы в себе возможность созидания ситуации успеха, так как успех явлется механизмом закрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. «Успех порождает успех».

Формой взаимодействия учителя и ученика является диалог. Диалог создает оптимальные условия для развития положительной мотивации к учению, обеспечивает формирование личностной самостоятельности и ответственности, потому что в ходе диалога каждый имеет право на свою позицию, которая может изменится или остаться прежней. Я поощряю любые высказывания учащихся, если они аргументированы, так как считают что ученик имеет право иметь и отстаивать свою точку зрения пусть даже ошибочную, а наша задача посредством диалога согласовать личный опыт с общественным. Особенно этот прием важен на уроках литературы. На уроках литературя часто помогает прием эмпатии или личных аналогии, когда старшеклассники пытаются поставить себя в положение другого, спроецировать изображаемое в художественном произведений на себя. Сделать это я предлагаю обучающимся через:

- Выявления психологического состояния героя: (М.Шолохов. «Судьба человека»).

- Разговор с героем или от лица героя в дневниках, в письмах, внутренних монологах:(монолог Катерины в «Грозе»)

- Восстановление обрывков фраз, словесное рисование, мысленный эксперимент.

На уроках русского языка с помощью системы специально подобранных заданий показываю, как взаимосвязаны все единицы языка, демонстрирую и практическую строну этого аспекта: знания, навыки и умения учащихся связанные с элементами содержания программного материала.

На уроках литературы в эвристических беседах даю понять учащимся как одна маленькая деталь может раскрыть суть эпизода, характер героя или авторский замысел в целом, классы с которыми я работаю имеют разный профиль, уровень подготовки и мотивацию учащихся. Поэтому создавая условия для самореализации каждого ученика подбираю учебные задачи в зависимости от уровня сформированности компонентов учебной деятельности школьников:

- Задачи требующие актуализции простейших операций узнавания (наапример, тесты для определения типа художественного произведения).

- Задачи по воспроизведению понятии определении, правил, фактов.

- Задачи на выяления уровня владения учащимися терминалогии (терминалогические диктанты, кроссворды, викторины, тесты).

- Задачи на пересказ своимми словами и комментировании (анализ эпиграфов, афоризмов, цитат, развертывание предложении в целый текст).

- Задачи на определение главной мысли, подбор вопросов и заданий.

- Разработка сообщении, рефератов, докладов, проектов, написание творческих работ.

Одно из целевых установок интегральной технологии является информационность. Поэтому использование на уроке литературы и русского языка интерактивой доски решает проблему наглядности. Для учебных целей например, на уроке литературы я использую ресурсы интернета: это обучающее видео, аудиозаписи хуожественного чтения произведения, прослушивание авторских голосов, экскурссии в виртуальные музей, электронные библиотеки и портретные галереи. Формы работы над заданиями могут быть различной фронтальная или индивидуальная, с само и взаимопроверкой. Большими возможностями обладает интерактивная доска для организации игровых форм обучения, так как 5-7 классах использование интерактивных средств увеличивает интерес и мотивацию обучающихся к учению, снимает страх перед ответом у доски, формирует информационную компетентность школьников. Помогает организовать эффективное повторение и закрепление нового материала.

Кроме авторских дидактических материалов, я использую и лицензионные электронные учебники и тренажеры. Цель таких заданий-отроботка и проверка ЗУН по какой-либо теме.

Продуктивность своей работы оцениваю через мониторинг качества знаний, умений и навыков обучающихся, сформированности ключевых компетентностей и компонентов учебной деятельности.

Важнейшим результатом своей работы считаю желание учеников проявить себя и свою творческую активность, поделиться своими чувствами и мыслями, изменяться и изменять мир вокруг себя, быть человеком с жизненной позицией.

Автор:
У.О.КЫСТАУБАЕВА преподаватель русского языка и литературы в казахских классах