Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

3 СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


11 января 2013, 00:54 | 1 679 просмотров


Цели: 1.Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных; учить определять склонение у существительных;

2. Развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;

3. Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, любовь к природе

Ход урока.

I. Орг.момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Буду грамотно писать.

II. Подготовка к работе по теме урока.

1) –Откройте тетради и запишите дату.

2) -Ребята, скажите какая сейчас пора? (последние дни осени)

- Жаль, что осень кончается.

-Сегодня мы прощаемся с осенью и последним листом осени.

3) Каллиграфическая минутка.

-Прочитайте слова. Можно ли считать это предложением? Почему?

-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

др-ж-т , Осе-ий , от . л-сток , х – л –да.

Осенний листок дрожит от холода.

-Объясните орфограммы.

- Определите из этого предложения букву для каллиграфической минутки. Эта буква встречается во всех словах этого предложения. Сколько раз она встретилась? (6)

-Какое соединение используем в образце? Пропишите до конца строки.

-Спишите предложение, обозначив орфограммы.

- Обозначьте часть речи, над которой мы работаем сейчас. О какой части речи идёт речь?

- Какие ещё части речи присутствуют в предложении?

4) Постановка цели и задач урока.

- Что такое существительное?

-Что вы знаете о существительном?

(по ходу составляется домик-таблица)

-Все ли признаки мы знаем у существительного?

- Сегодня на уроке мы совершим «открытие» ещё одного признака существительного.

-Каким будет этот признак? Что это значит?

III. Работа над новым материалом.

1. Наблюдение над словами.

(пропустив строчку, запись слов в столбик)

Лужа лист осень

земля облако грусть

воробьишко солнце

-Составьте предложения об осени, используя данные слова.

- Что объединяет эти слова? (сущ., нариц., ед.ч., И.п.)

- Чем отличаются слова?

-Почему эти слова распределены в 3 группы? Попробуем ответить на этот вопрос.

А) выделяем окончания

Б) определяем род.

-Какие существительные объединяют 1-ю группу?

- Какое дадим им название?

- В русском языке говорят, что эти существительные 1 склонения. (аналогично 2 скл.. 3 скл.) .Записать над столбиками на свободной строке название склонений.

-Какой это признак и почему? (постоянный)

- Попробуем составить правила о склонении.

2) Составление правил.

-Какие существительные относятся к 1 скл.? 2скл.? 3скл?

(на центр доски вывешиваются таблицы)

-Можно ли по окончанию определить склонение? В каком случае окончания не достаточно?

3) Работа в парах.

-Почему существительные делятся на 3 склонения, а не на 2. 4 , 5? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

- Что такое склонение?

( в парах - белые листы на парте)

-Понаблюдайте по таблице над склонением этих существительных

- Что заметили у существительных 1 скл? 2 скл? 3скл?

(имеют одинаковые окончания)

Физминутка.

IV. Закрепление изученного материала.

1) Работа с оранжевыми карточками.

Урожай, листопад, ливень, листва, позолота, облачность, туча, иней, ненастье.

- Значение каких слов вам непонятно?

-Определите склонение этих существительных

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение?

2) Зрительный диктант.(10сек.)

Поздней осенью одна ягода – горькая рябина.

-Объясните смысл пословицы.

- Найдите существительные и определите склонение.

3) Слуховой диктант – игра «Третий лишний»

(учитель один раз диктует слова, дети должны записать по памяти)

Сентябрь, небо, тишина (самопроверка)

Слякоть, синь, холод (взаимопроверка)

Пол , ноябрь, лазурь. (самопроверка)

-Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

V. Итоги урока

- С чем познакомились?

-Какие затруднения были у вас в работе?

-прощаясь сегодня с осенью, возьмите листочки со своими именами и оцените свою работу на доске.

У меня всё получилось.

Я старался, но не всё получилось.

Я хорошо работал.

(дети приклеивают листочки)

-как вы себя оценили и почему?

Автор:
Ш.Ж. РАХИМОВА, СШГ. им. Фрунзе с ДМЦ, учитель начальных классов, Каратальский район г. Уштобе