11 января 2013, 00:54 | 1 679 просмотров
Цели: 1.Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных; учить определять склонение у существительных;
2. Развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
3. Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, любовь к природе
Ход урока.
I. Орг.момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
II. Подготовка к работе по теме урока.
1) –Откройте тетради и запишите дату.
2) -Ребята, скажите какая сейчас пора? (последние дни осени)
- Жаль, что осень кончается.
-Сегодня мы прощаемся с осенью и последним листом осени.
3) Каллиграфическая минутка.
-Прочитайте слова. Можно ли считать это предложением? Почему?
-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
др-ж-т , Осе-ий , от . л-сток , х – л –да.
Осенний листок дрожит от холода.
-Объясните орфограммы.
- Определите из этого предложения букву для каллиграфической минутки. Эта буква встречается во всех словах этого предложения. Сколько раз она встретилась? (6)
-Какое соединение используем в образце? Пропишите до конца строки.
-Спишите предложение, обозначив орфограммы.
- Обозначьте часть речи, над которой мы работаем сейчас. О какой части речи идёт речь?
- Какие ещё части речи присутствуют в предложении?
4) Постановка цели и задач урока.
- Что такое существительное?
-Что вы знаете о существительном?
(по ходу составляется домик-таблица)
-Все ли признаки мы знаем у существительного?
- Сегодня на уроке мы совершим «открытие» ещё одного признака существительного.
-Каким будет этот признак? Что это значит?
III. Работа над новым материалом.
1. Наблюдение над словами.
(пропустив строчку, запись слов в столбик)
Лужа лист осень
земля облако грусть
воробьишко солнце
-Составьте предложения об осени, используя данные слова.
- Что объединяет эти слова? (сущ., нариц., ед.ч., И.п.)
- Чем отличаются слова?
-Почему эти слова распределены в 3 группы? Попробуем ответить на этот вопрос.
А) выделяем окончания
Б) определяем род.
-Какие существительные объединяют 1-ю группу?
- Какое дадим им название?
- В русском языке говорят, что эти существительные 1 склонения. (аналогично 2 скл.. 3 скл.) .Записать над столбиками на свободной строке название склонений.
-Какой это признак и почему? (постоянный)
- Попробуем составить правила о склонении.
2) Составление правил.
-Какие существительные относятся к 1 скл.? 2скл.? 3скл?
(на центр доски вывешиваются таблицы)
-Можно ли по окончанию определить склонение? В каком случае окончания не достаточно?
3) Работа в парах.
-Почему существительные делятся на 3 склонения, а не на 2. 4 , 5? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
- Что такое склонение?
( в парах - белые листы на парте)
-Понаблюдайте по таблице над склонением этих существительных
- Что заметили у существительных 1 скл? 2 скл? 3скл?
(имеют одинаковые окончания)
Физминутка.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Работа с оранжевыми карточками.
Урожай, листопад, ливень, листва, позолота, облачность, туча, иней, ненастье.
- Значение каких слов вам непонятно?
-Определите склонение этих существительных
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
2) Зрительный диктант.(10сек.)
Поздней осенью одна ягода – горькая рябина.
-Объясните смысл пословицы.
- Найдите существительные и определите склонение.
3) Слуховой диктант – игра «Третий лишний»
(учитель один раз диктует слова, дети должны записать по памяти)
Сентябрь, небо, тишина (самопроверка)
Слякоть, синь, холод (взаимопроверка)
Пол , ноябрь, лазурь. (самопроверка)
-Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.
V. Итоги урока
- С чем познакомились?
-Какие затруднения были у вас в работе?
-прощаясь сегодня с осенью, возьмите листочки со своими именами и оцените свою работу на доске.
У меня всё получилось.
Я старался, но не всё получилось.
Я хорошо работал.
(дети приклеивают листочки)
-как вы себя оценили и почему?