Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


18 января 2013, 01:17 | 1 271 просмотр


Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас,- означено словами.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…

А. Шибаев.

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов и сочетаний, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарный запас слов человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.

К.Д.Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Особенность словарной работы в образовательных учреждениях состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Подсчитано, что более половины новых слов учащиеся получают через уроки русского языка и литературы.

Методика словарной работы предусматривает четыре основных направления:

1. обогащение словаря;

2. уточнение словаря;

3. активизация словаря;

4. устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря – это наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путём включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.

Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в словарь активный.

Устранение нелитературных слов – это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые учащие усвоили под влиянием речевой среды.

В целях повышения речевой культуры, видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря учащихся , а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых учащиеся понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у учащихся затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения учащихся орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание учащихся на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной литературы, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку и литературе.

Методическое рекомендации

В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи.

Автор:
Гульнара САЙДАХМЕТОВА, профессиональный лицей № 9. преподаватель русского языка и литературы, Уйгурский район, с.Чунджа.