Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

По следам изученного (Урок - практикум)


28 января 2010, 23:43 | 2 635 просмотров



«Чувство материнства сильнее страха, сильнее смерти».

В. Песков

Тема - Целевая работа с практическим материалом (по теме «Сложносочиненное предложение»)

Лексическая тема: «Материнство – величайшее чувство».

Цель и задачи: обучать правильно интонировать, расставлять знаки препинания в сложносочиненных и простых осложненных предложениях, совершенствовать навыки по составлению и употреблению указанных синтаксических конструкций в высказываниях и связной композиционно-определенной речи; поработать над правописанием трудных слов и грамматическим разборам; материалы урока использовать для беседы о материнстве, как величайшем природном даре, воспитывать чувство заботы, любви к родным и близким, неприязнь к жестокости и равнодушию.

Оборудование: художественные тексты, карточки с индивидуальными заданиями, цветные иллюстрации, задания электронного учебника, ОС, ОТ.

Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная формы учебной деятельности, сотрудничество на основе активного диалога.

Ход урока:

Подготовка уч-ся к уроку

Рапорт дежурного

Слово учителя о типе, грамматической и лексической темах, задачах урока, о научно-публицистическом тексте «Материнство» по В. Пескову, как основной единице обучения.

Психологический настрой на деятельное сотрудничество.

II.Выборочная проверка домашнего задани

5.Работа с индивидуальными карточками.

К. №1.

Перевести предложения с казахского языка на русский, и составить их схемы.

1. Жаңбыр жауды, бірақ жер көктеген жоқ.

2. Жаңбыр жауды да, жер көктеді.

3. Көктем келді, бірақ құстар әлі келген жоқ.

III. Виды учебной работы в соответствии с формами деятельности в целях комплексного решения задач урока.

Запись, числа, темы, лексической темы и эпиграфа урока.

Творческое задание (опережающее): по рисункам написать сочинение-миниатюру, употребляя в них ССП и различные конструкции простого предложения.

Выучить стихотворение о маме ( на русском и казахском языках).

Работа по фотоснимкам (где медведица с медвежонком) – и венец всех мам – мама – человек с малышкой.

Отрывок для чтения с целью синтаксического и пунктуационного анализа, составления схемы второго предложения для записи под диктовку.

Все мамы то ласкают, кормят, поучают малышей, то защищают, закаляют, готовят их к жизни. Матери защищают потомство из-за любви, и эта любовь не знает страха. Оберегая свое дитя, мать часто рискует собственной жизнью

6.Работа с художественным текстом «Материнство» и стихотворением в прозе «Мать» эквадорского писателя Франсиско Кампос.

Материнство

Материнство - величайшее чувство в живой природе. Посмотрите, как бережно несет медведица свое чадо, как нежно кормит малютку горилла, ласкает малыша-жира­фёнка жирафа-мама... Инстинкт материнства заставляет собаку кормить подложенных ей котят, а кошка-мать, стра­дающая от потери потомства, способна выкормить даже крысят. Огромного подкидыша-кукушонка, выбиваясь из сил, кормят маленькие птицы. В жаркий день мамаша-аист зонтом распускает над птенцом крылья.

Рискуя собственной жизнью, матери защищают потомст­во. Многим приходилось видеть «подбитых» птиц. Волоча крыло, утка, кажется, вот-вот упадет. Нет, благополучно взле­тела. Это была лишь уловка матери отвести беду от гнезда.

Человек и многие из животных на заре жизни оберега­ются материнством. Вырастая, животные не обязаны пла­тить за это. Их дело - передать эстафету великого чувства дальше. У людей же материнство вознаграждается благо­дарностью - ответным сыновним-дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого-то заглохло, мы на зываем это уродством.

В. Песков.

а) Словарь урока:

чадо – бала-шаға

потомство – ұрпақ

подкидыш – тастанды бала

вознаграждается – сіңірген еңбекті ақтау

уродство – жауыздық

дитя – нәресте

колыбель – бесік

подвиг – ерлік

б) Чтение текста «по кругу», правильно интонируя предложения, несущие большой смысловой и нравственный заряд.

в) Составить вопросы по тексту и ответить на них.

1) о каких мамах говорится в тексте?

2) в чем различие между человеческим материнством и материнством у животных «Материнство»

1) Кто главный герой поэтического посвящения?

Почему материнская любовь прекрасна?

г) Свободное предложение текста, употребляя ССП и простые осложненные предложения.

IV. Контроль знаний (с применением электронного учебника)

V. Подведение итога урока в форме диалога с классом.

1) – Какую тему повторили сегодня?

– На какие группы делятся ССП по союзам?

– Какова главная мысль лексического материала?

«Чувство материнства сильнее страха, сильнее смерти».

Вывод: мы должны любить, беречь и оберегать матерей.

2) Поэтическая пятиминутка

Стихотворения о маме.

VI. Подача домашнего задания и выставление оценок.

1.Написать сочинение-миниатюру по понравившемуся фотоснимку, употребляя в них ССП. Озаглавить в соответствии с сюжетом; лексическую тему урока выбрать эпиграфом.

Автор:
Г.С.Дуанкулова, учитель русского языка и литературы сш им. А.Кастеева с дошкольным мини – центром Панфиловский район