Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Археология древнего Казахстана (Интеллектуальная игра)


8 февраля 2013, 00:53 | 1 932 просмотра


Цель:

1. Используя дополнительные материалы, сделать акцент на многообразии археологических памятников эпохи камня, бронзы, раннего железа на территории Казахстана. Выявить особенности каждой из археологических культур.

2. Развивать коммуникативные навыки: работы в команде, языкового общения, контакта и диалога, свободного изложения собственных мыслей. Активизировать изучение и закрепление исторических понятий, определений, терминов, событий, фактов и их хронологию.

3. Воспитывать интерес к древней истории Казахстана, посредством формирования активной жизненной позиции. Воспитывать объективность к самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстративный материал, карта «Эпоха бронзы», карта «Эпоха камня», карточки, задания

Методы: частично-поисковый, сравнительный анализ, обобщающий

Этапы игры:

1.Представление команд (эмблема, девиз).

2.Разминка (специальные и вспомогательные исторические дисциплины).

3.Конкурс капитанов (имена археологов, исследовавших прошлое Казахстана).

4.«Полиглот» (характеристика археологических памятников эпохи камня).

5.«Эрудит» (характеристика археологических памятников эпохи раннего железа).

6.«Золотая шкатулка» (идентификация вещей, найденных при раскопках, работа с иллюстративным материалом).

7.Подведение итогов игры. Награждение команд.

Ход игры

1 этап: Представление команд (эмблема, девиз)

2 этап:

Нумизматика, Геральдика, Антропология, Ономастика, Топонимика, Археология.

3 этап:

Сатпаев Каныш Имантаевич – в Жезказганском районе было выработано почти 1 млн тонн руды, из которой получено 100 тыс тонн меди. В Восточном Казахстане 1100 тонн олова.

Академик Алексеев – «Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами. Грубого облика, но красивые люди мужественного вида».

Алькей Хаканович Маргулан – в 1946 году создана археологическая экспедиция, исследовал Бегазы-Дандыбаевскую культуру.

Ученый археолог К.Акишев – обнаружил в 1969 году в Иссыкском кургане в Жетысу захоронение воина в золотых доспехах.

Ученый Зейнолла Самашев – в 2000 году в Западном Казахстане обнаружил «Золотого человека».

Археолог Абдеш Ташкенович Толеубаев – обнаружил в 2004 году в Чиликтинском кургане «Золотого человека».

Ученый Арман Бейсенов – обнаружил в 2010 году в Карагандинской области «Золотой человека».

4 этап:

Палеолит – Шакпаката (п-в Мангыстау).

Арыстанды (г. Каратау, Жамбылская область)

Мезолит – по берегам р. Иртыш, Ишим, Тобол, Торгай, Урал.

Неолит – Пеньки Северный Казахстан, Центральный Казахстан – Караганда Зеленая балка, Жезказган, Восточный Казахстан.

Энеолит – Северный Казахстан Ботай, Мангыстау Шебир.

5 этап:

Работа с иллюстрациями:

1. Сравнительная характеристика поселения, через описание укрепления-городища Актау и Аркаим.

2. Сравнительная характеристика Тасмолинской культуры, царских курганов Шиликтинской долины

6 этап:

В шкатулку кладутся вещи, учащиеся должны отгадать по вопросам, какие вещи там находятся. Они символизируют каждую эпоху древности. А затем работа продолжается по иллюстративному материалу, выведенному на интерактивную доску.

Этот предмет дал название самому первому периоду древности (камень).

Это домашнее животное стали разводить в эпоху бронзы на территории Западного Казахстана (верблюд).

Появление железа привело к тому, что с помощью этого предмета намного легче стало шить одежду (игла).

После подведения итогов интеллектуальной игры учитель демонстрирует на интерактивной доске материал по Берельскому могильнику.

Автор:
С.М. Дангылбаева учитель истории сш №12 ст. Айнабулак Коксуский район