Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Использование интерактивных методов обучения для повышения эффективности усвоения учебного материала по английскому языку


15 февраля 2013, 23:59 | 1 585 просмотров



Основная цель изучения иностранного языка является – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Применение новых информационных технологий - это не только использование современных технических средств, но и новые формы преподавания - интерактивные методики обучения, при которых «все обучают каждого и каждый обучает всех».

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей студентов, их уровня обученности, склонностей. У каждого студента есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача преподавателя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Оптимальным является создание мультимедийных презентаций, выполненных в Power Point. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Презентации значительно упрощают работу преподавателя – нет необходимости покупать огромные таблицы и карты, а для экономии времени можно воспользоваться разработками коллег. Кроме того, студенты сами могут сделать свои различные презентации, как на лексические темы, так и на грамматические. Такие задания развивают творчество, закрепляют знания студентов.

Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования.

Задание: Прочтите диалог несколько раз, а затем разыграйте его в парах.

DIALOGUE Tracing a fault

Nick: Peter, I know you are a good driver. I would like you to have a look at my

car.

Peter: What`s wrong with your car?

N: I don`t know.

P: Let me have a look. When did you have your plugs checked?

N: Three days ago. I thought I had run out of fuel but the tank is half full.

P: The carburetor is in order but the engine is misfiring. I guess the battery has run

down. It needs recharging.

N: Too bad.

P: Don`t mention it, Nick. I`m very sorry I couldn`t help you.

N: Well, you helped me to find the fault. Thanks a lot. Good-bye.

Организация групповой учебной деятельности

Интерактивное обучение – это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда образовательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. Организация учебных взаимодействий может осуществляться в микрогруппах (по два-три человека) и в малых группах (от четырех до семи человек).

Для работы над грамматическим материалом я использую прием «Учимся вместе» - Learning together. Например, при изучении неопределенного будущего времени я использую следующую систему упражнений. Учащиеся, работая в группах, выполняют следующие задания:

1 группа: Прочитайте предложения и определите основные случаи употребления времен.

2 группа: Прочитайте предложения и найдите указатели, слова-«указатели» этих времен

3 группа: Составьте схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

После заполнения таблицы у ребят получается готовое правило для заучивания дома.

При изучении нового материала хорошо использовать прием «Кластер». Это графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия.

Например, на уроке при изучении темы «Seasons and weather» студенты составляют кластер, в центре которого записываются слова «Spring», «Summer», «Autumn", «Winter". От них отходят лучи и записываются признаки каждого времени года. Такая работа вызывает интерес и повышает мотивацию к учебной деятельности.

На уроке английского языка используется прием «Синквейн» (пятистрочие)

На листочке бумаги участникам предлагается заполнить

пять строчек:

1-я строка – одно имя существительное (на английском языке, чаще задается

преподавателем);

2-я строка – два прилагательных (выражающих ассоциации относительно

понятия, обозначенного существительным);

3-я строка – три глагола;

4-я строка – предложение;

5-я строка – заключительное слово или фраза.

Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й

строке.

Kazakhstan

Multinational, independent

Build, develop, integrate

The country, where I was born and live

My motherland.

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

City

Large, ancient

Going up, increase, prospering

Famous city, little village

Reviving, developing, feeding

Beautiful, native

Village

Приём «True or False»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Студенты выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Pronouns».

1. Здесь написаны только местоимения: she, him, her, I, they, with me.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении «They like sweets» местоимение является второстепенным членом.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Интерактивные методы обучения способствуют активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышению мотивации к изучению иностранного языка, и соответственно, - повышению качества обучения.

Автор:
Гульзира Турысбекова, преподаватель английского языка ТПТК г.Талдыкорган.