Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА


15 марта 2013, 21:49 | 1 463 просмотра


Цели урока: познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта ; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Репродукции портретов: Ланская, Керн, Осипова . Софья и Ольга Потоцкие, Е.Ушакова Н.Гончарова, А. Оленина, Дантес, Тригорское, «Фантан слез»

Эпиграф:

Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны …

А.С.Пушкин

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Любовь –источник поэзии.

Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину – « солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о том, «Что движет Солнце?»

- Что же?

«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны …»- утверждает поэт.

Любовь –вот что движет Солнце. Наш урок- это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Поэтому что любовь-это источник поэзии.

Хочу прочитать вам одно письмо . это письмо-крик души : «Я считаю себя человеком ненужным, поэтому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему ? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его- явись хоть второй Пушкин».

Любовь , как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры …

Y. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

1. Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Стихотворение волнует нас не словесной красноречивостью, а глубиной мысли и чувства. Вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто … всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно , как поэт …»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829). Чтение стихотворения

- Какое чувство осталось после прочтения?

-Как вы думаете, почему А.С.Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне?

(Да потому что «сердце вновь горит»).

-А теперь давайте вернёмся к словам Н.В.Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»?

- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали- любовь, а любовь у него– это жизнеутверждающее чувство.)

-Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит – горит, мгла – грусть.)

- Почему сердце « не любить не может»?

2. « Любовь – мелодия».

Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

1. Так, например ,он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.

1 ученик. В Петербурге в 1818-1820гг. Пушкин встречался с юными сёстрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Они провели своё детство на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том , как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитом «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалось под впечатлением петербургского рассказа.

За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

- Ранней весной 1819г в Петербурге, в доме у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет. Летом 1825 года в Тригорском у своей тетки П.А. Осиповой гостила А.П. Керн и Пушкин вновь встретил ее. Неожиданный приездА.П. Керн всколыхнул впоэте почти угасшее и забытое чувство. В обстановке однообразной тягостной, хотя и насыщенной творческой работой,михайловской ссылки появление Керн вызвало »пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни,радость творческого вдохновения,упоение и волнение страсти,любви.

Я помню чудное мгновенье...

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо мои дни

Учитель . Самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта. Это ещё раз доказывает слова М.Н.Волконской, что Пушкин «поэтизировал всё , что видел». С этой историей любви связанна еще , не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй.

3. Москва, 1826 .Е.Ушакова

-Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем I .Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской –Корсаковой, Ушаковой, Урусовой.

На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых бывал Александр Сергеевич, увлечённый хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.

Когда я вижу пред собой…

И речи резвые, живые,

Я очарован ….

Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной. А потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.

4. Петербург. А.Оленина

- Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которые всегда питали к гению…

Аннета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев...

Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это было честь, которой все завидовали.

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений…

Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливой», «Ты и вы», «Не пой красавица при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю, Пушкин говорил, что недаром же светила луна с левой стороны, когда приезжал он Приютино. Стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью.. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования ради любимого человека. Недаром он повторяет : « Я вас любил...». Он раскрывает перед любимой,но не любящей его женщиной, как сильна и благородна его любовь.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью,то ревностью томим,

А вас любил так искренне, так нежно...

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «… дай вам Бог любимой быть другим…»

YII Закрепление Викторина « Что ты знаешь о жизни и творчестве А.С. Пушкина?».

Вопросы: 1 «Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас; он воспитал наш пламень…»

Кто такой Куницын?

( А. П. Куницын- любимый преподаватель лицеистов. Он преподавал логику, права)

2. Кто был рядом с Пушкиным всю жизнь - от рождения до смертного часа?

(Всю жизнь рядом с поэтом был его крепостной «дядька» Никита Козлов.)

(Стихотворение «Признание» посвящено Александре Ивановне Осиповой, падчерице П.А.Осиповой – Вульф, хозяйке Тригорского)

Предварительное домашнее задание было заранее.

Автор:
Майра КОБДИКБАЕВА учитель русского языка и литературы Государственного учреждение « Общеобразовательного среднего школы № 21с дошкольным мини-центром» село Гульдала, Талгарский район