Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«Есть в осени первоначальной...» Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева


18 февраля 2010, 23:42 | 2 076 просмотров



Цель урока: Знакомство с поэзией Ф.И. Тютчева. Развитие творческого восприятия природы и поэзии. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, позволяющей детям испытывать душевный подъем, ощутить себя частью окружающего мира.

Ход урока.

Ребята! Мы пришли на встречу с нашей осенней природой. мы будем любоваться чудесными картинами родной природы, учиться видеть прекрасное во всем, что окружает нас, слушать стихи, любить свою землю.

Сегодня выдался чудесный день, как будто вновь лето. А у вас есть такое ощущение?

Ученики.

- Да.

- Очень тепло.

- Ясное небо. Тихо. Ярко светит солнце.

Учитель: Да, дети. В начале осени обычно выдается несколько таких теплых, тихих, ласковых дней, что кажется, лето вновь вернулось к нам. Нравится вам сегодня гулять на природе?

Ученики: Очень! Здесь так красиво, так легко дышится.

Учитель: Сейчас мы с вами выйдем на открытое место. Посмотрите, какой простор открылся перед нами. Здесь нет ни домов, ни деревьев. Видите, какое огромное синее небо. Что оно вам напоминает?

Ученики: Небо похоже на голубую тарелку (Дети высказывают свои мнения).

Учитель: Да, небо напоминает опрокинутую синюю чашу. Такое ясное синее небо называют лазурью. А теперь посмотрите на поле. Его уже приготовили для весенних посадок, а пока оно отдыхает. Какое это поле? Что вы ощущаете, чувствуете?

Ученики.

-Поле пустое, здесь нет растений.

Учитель. Несколько раз вдохните поглубже. Почувствали необычный запах. Что вы ощущаете?

Ученики. Почувствовали, как пахнет земля. И этот запах очень приятен.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны и правильно передали свои ощущения. Землю недавно вспахали. Она еще немного влажная. Мы ощущаем приятный запах земли, согретой солнцем, и чувствуем тепло, исходящее от нее. Мы пройдм дальше и будем примечать все, что нам встретится на пути.

Ученики.

- Вдоль тропинки цветет клевер.

- А это тысячелистник.

- Яркие колючки – это репейник.

- А здесь по большой луже шагают жуки- водомерки.

Учитель. Остановимся на минутку, прислушаемся. Что вам удалось услышать?

Ученики.

- Шелестят листья.

- Шумят верхушки деревьев.

- Это шумит ветер.

Учитель. Посмотрите, как нарядно, празднично выглядит лес на фоне синего неба. Какие стихи вспоминаются нам, когда мы любуемся этой картиной осенней природы?

Ученики. Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной.

Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)

Учитель. Да, ребята. Осень – самое жи вописное время года. Она радует нас своими красками. А когда выдаются вот такие ясные и тихие дни, в душе каждого, кто пришел на встречу с природой, поселяются покой и тихая радость. Вот такое чувство единства с природой, радости жизни испытал русский поэт Ф.И.Тютчев, который более 150 лет тому назад в такой же погожий сентябрьский день отправился на прогулку и родились вот такие строчки:

Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь,

На отдыхающее поле.

Учитель. Понравилось вам это стихотворение?

Давайте вдумаемся в каждую строчку этого стихотворения, представим картину, которую рисует автор.

-Что такое первоначальная осень?

Ученики. Это начало осени – сентябрь.

Учитель. Почему автор называет эту пору, короткой и дивной?

Ученики.

- Короткой – потому что она быстро проходит.

- Дивная – значит, очень красивая, ею никак не налюбуешься.

Учитель. А вот следующие две строки я вам поясню. День хрустальный. Хрусталь – это очень тонкое прозрачное стекло.

И вот в природе, когда тихо, нет ветра, небо ясное, воздух прозрачный и видно далеко-далеко, кажется, что пространство, воздух – тончайший хрусталь, переливающийся на солнца. Вот почему – «лучезарные вечера». А что вам напоминают эти строки?

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде...

Ученики. Говорят о виденном поле. На нем нет растений, что оно вспахано.

Учитель. Правильно. Даже тонкая летающая паутинка - это тоже примета осени.

-Какие картины вам помогает увидеть последнее четверостишие?

-Пустеет воздух, птиц не слышно боле...

-Ученики.

-Я вижу огромное синее небо, чувствую теплые лучи солнышка.

-Вижу поле.

-А птиц нет. Они готовятся к отлету.

-Учитель. Хочется ли поэту, чтобы пришла зима?

-Ученики. Нет, не хочется.

-Учитель. Какими словами он утешает нас и себя?

-Ученики. «Но далеко еще до первых зимних бурь».

Учитель. Дома будете учить это стихотворение наизусть, представьте все, что вы пережили, увидели, ощутили во время прогулки. Эти чувства помогут вам выполнить все условия выразительного чтения.

Возвращаясь с прогулки, дети собирают разноцветные листья, засохшие травянистые растения и другой природный материал, чтобы создать композицию «Осеннее настроение».

Автор:
Б.Ш.Андызбаева, учитель СШ им.Т.Исабаева с.Теректи, Коксуский район