Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


19 апреля 2013, 22:07 | 1 883 просмотра



Цели урока:

1.Знать способы связи придаточного предложения с главным, условия постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения

2. Уметь различить сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, распознать виды придаточных , определить место придаточного в составе сложноподчиненного предложения

3. Уметь выразить личностную позицию относительно лексической темы .

Лексическая тема: «Язык доброты понятен всем»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-игра

Методы и приемы : беседа,методы КМД,частично - поисковые,методы самоорганизации познавательной работы учащихся

Оборудование : карточки с заданиями

Ход урока

І. Организационно –мотивационный этап

Когда мы встречаем обязанного нам человека,то нередко вспоминаем,как он должен быть нам благодарен,но,как часто мы встречаем людей ,которых сами должны благодарить ,но мы об этом забываем. Вспомните имя человека, который в трудную минуту отнесся к вам по –человечески и мысленно поблагодарите его.Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске). Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Выразительное чтение эпиграфа

Доброта –язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.( Каролина Анна Бови )

1.Осмыслите высказывание и сформулируйте лексическую тему урока.

Язык доброты понятен всем

2.Подберите синонимы к слову доброта (Милосердие, чуткость, сострадание ,человечность, добродушие, душевность, незлобивость)

3.Какой смысл заключает в себе слово «доброта» ? Это отзывчивость душевное расположение к людям и ко всему окружающему,стремление делать добро другим

4.Кто на ваш взгляд,больше всех нуждается в добром отношении?

(Немощные , больные ,нищие , убогие ,старики,дети)

Сегодня у нас не совсем обычный урок . На уроке мы все повторим о сложноподчиненных предложениях. За правильный ответ я буду давать звездочки . В добрый путь .

І задание «Угадай-ка»

Запишите СПП,вставляя подходящие по смыслу союзы или союзные слова

1)То сердце не научится любить ………. устало ненавидеть ( которое - определительное)

2)Добрые деяния никогда не следует откладывать,…….. всякая проволочка неблагоразумно и часто опасно.

(потому что – обстоятельственное причины )

3)Теплая дружба и преданность становятся счастьем,………….каждый понимает другого (если - обстоятельственное условия)

4)Мудрость доброты заключается в том,………… она не к себе , а к людям ,ко всему окружающему (что –изъяснительное )

ІІ. задание « Почитай-ка»

Прочтите выразительно текст ,расставляя недостающие знаки препинания Ответьте , о чем этот текст .Какова позиция автора .Разделяете ли вы точку зрения автора .

В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому живому существу отнестись с добром ( только не притворяясь, только по –настоящему) то в нем этот солнечный зайчик проснется и всякий ответит вам тоже добром потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется что человек –злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него ,не обвиняй его. Это значит просто что солнечный зайчик очень крепко заснул7Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо ! ( И. Токмакова )

Пропущено 5 запятых

Пример из ответа :

Мы разделяем позицию автора ,которая как нам кажется, заключается в том, что в каждом человеке есть зерна доброты . Необходимо создать условия ,чтобы они могли прорасти . А для этого нужно запастись терпением, быть искренним и показать этому человеку, что он вам не безразличен.

ІІІ задание «Блеф-клуб»

Цифровой диктант . Вашему вниманию предлагается утверждения,которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, вставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0

1.О и О – схема сложноподчиненного предложения

2.Слово пунктуация произошло от пунктуальный

3.Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным .

4.Придаточное предложение может стоять после главного

5.Придаточное всегда поясняет все главное предложение

6.Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу , с помощью союзов и союзных слов

7.Союзное слово можно заменить словом из главного предложения .

8.Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей

9.Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части

10.Придаточные определительные предложения отвечают на вопросы определения .

ІV. Валеоминутка

Закрой глаза. Над нами чистое лазурное небо. Мы на лугу . Кругом сочная яркая зелень трав,благоухает белые ромашки, голубые незабудки и васильки .Вдохни полной грудью удивительный аромат цветов. Ты слышишь, как из дальнего леса доносится пение птиц . А еще звоночек ,он просит нас вернуться в класс,чтобы продолжить урок .

V. Творческая

1. Из простых предложений составьте СПП, используя подходящие по смыслу союзы или союзные слова ,а также другие средства связи

а) Главное предназначение человека заключается .Оставить свой добрый

след на земле .

Главное предназначение заключается в том, чтобы оставить добрый след на земле в том , (чтобы) .

б). Солнечный луч озарит твою душу. Поговоришь с добрым человеком .

Солнечный луч озарит твою душу, когда поговоришь с добрым человеком . (когда )

в). Желаешь себе добра. Не делай зла другому.

Если желаешь себе добра ,то не делай зла другому

(если ), то

г) Добро –это единственное одеяние. Оно не ветшает.

Добро –это единственное одеяние который не ветшает (который )

3. Ответьте на вопрос ,используя СПП. Почему люди бывают жестокими?

- Я думаю, что причина жестокости человека кроется в непонимании его

окружающими людьми . Человек жесток, потому что его не научили

быть добрым

- Причины жестокости человека я вижу в том,что он не можеть делить

радость с другими людьми, не может радоваться счастью других

- Люди бывают жестокими , потому что зависть сделала их глухим к

чужому несчастью

VІ. Домашнее задание

VІІ. Конечная

Вот мы пришли к итогу урока .Давайте подведем итог урока .

1.Почему необходимо изучать СПП

2.Почему язык доброты понятен всем?

3.Дайте оценку своей работе

4.Понравился ли вам урок ?

Сегодня на уроке мы играли, соблюдая те или иные правила. в жизни как в игре есть свои правила, свои законы . Один из них закон «Бумеранга»: «Сделанное тобой добро и зло стократно тебе вернется или твоим близким» Закончить наш урок наш урок хочу словами Льва Кассиля : «Помни – ты не один

Спасибо за урок . Желаю вам душевной щедрости !

Автор:
Галия БАЛГИМБАЕВА учитель русского языка и литературы Карымсакской средней школы села Карымсак Кербулакского района