Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ


19 апреля 2013, 22:11 | 2 391 просмотр


Сейчас мы создаем коллективный облик казахстанского воина XXI. Его отличительными чертами должны быть патриотизм, интеллектуальное развитие, здоровый образ жизни.

Н.А.Назарбаев

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

Начальное военное обучение является основным средством подготовки молодежи к защите Родины. Нам, военным руководителям школ, занимающимся подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах, надо отчетливо понимать, с какими новыми моральными, физическими и психологическими испытаниями столкнется молодой воин, каким запасом прочности – боевой, нравственной – он должен ныне обладать.

Сегодня, когда новейшие открытия науки быстро находят применение в военном деле, возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины. Новая техника приводит к коренным изменениям в характере и способах боевых действий. Бой стал маневреннее, скоротечнее, увеличился его пространственный замах, что предъявляет новые, более высокие требования к психологической, физической и специальной подготовке воина, требует от него умения быстро ориентироваться в обстановке, умело оценивать ее и принимать правильные решения, координировать свои действия с действиями подразделения. Это значит, что у пультов боевых машин, в танках, у штурвалов боевых самолетов, в отсеках подводных лодок, зенитно-ракетных комплексов должны находиться люди, более подготовленные в военном и специальном отношении, чем это было в прошлом.

Следуя приоритетным задачам «Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы» (Указ Президента РК от 10.10.2006 года №200), требованиям к военно- патриотическому и гражданскому воспитанию, я, как военный руководитель школы, целью своей педагогической деятельности считаю формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, овладение учебной информацией и понимание ее значимости в современной жизни.

Обеспечение условий для становления учащегося как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему – такова исходная задача современного обучения.

Система школьного образования при всем разнообразии ее форм подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, обеспечивающих их возможность функционирования в различных сферах жизни общества.

Участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта учащийся может лишь в случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем.

Опыт работы убедил меня в том, что:

- необходимо сделать процесс военно- патриотической подготовки не только полезным, но и интересным;

- нужно кардинально изменить отношение учителей и администрации школы к преподаванию ОБЖ и НВП;

- увеличить количество часов на данные предметы в целом и на практические занятия в частности;

- возродить в школах клуб “Допризывник”.

- необходимо уделять внимание подготовке по стрельбе и другим военно- прикладным видам спорта.

Воплощение всего перечисленного предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Занятия должны носить как обучающий, так и воспитывающий характер

Проблема, над которой я работаю «Совершенствование активных форм и методов работы на уроках начальной военной подготовки – основа военно-патриотического воспитания молодежи».

Патриотизм — важнейший духовно- нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Защищая Родину, человек сталкивается с различными нестандартными ситуациями. Под такими ситуациями понимается стечение объективных и субъективных обстоятельств, вызывающих у человека затруднения в его каждодневной деятельности. Разрешение этих ситуаций предполагает наличие комплекса моральных, нравственных, волевых, физических и профессиональных качеств личности. Нестандартная ситуация в зависимости от способа ее разрешения может как способствовать развитию позитивных качеств личности, так и тормозить их формирование.

Именно от преподавателя начальной военной подготовки, его всесторонней подготовленности, умения увлечь учащихся своим предметом, стремления работать творчески зависит уровень, содержание и эффективность начального военного обучения и военно-патриотического воспитания школьной молодежи.

Активные методы обучения:

1.Дифференцированное обучение.

Рассматривая подробно формы организации учебного процесса, учитель должен правильно использовать индивидуальную мыслительную и коллективную мыслительную деятельность.

Учебные возможности школьников различны. Ученики с высшими учебными возможностями усваивают новый материал быстро, работают над различными источниками знаний.

Ученики со средними способностями могут учиться нормально при соблюдении всех требований дидактики.

Ученики с низкой способностью без помощи учителя работать не могут. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся на уроках НВП, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

Индивидуальная форма обучения применяется во всех звеньях процесса обучения, но наиболее эффективными и реальными в условиях преподавания НВП является организация индивидуального подхода к школьникам, которые в своем функционировании одновременно проходят три взаимосвязанных стадии:

• дифференцированный подход ко всей группе учащихся, отстающих по предмету, основанный на знании типичных черт учебно-познавательной деятельности группы слабоуспевающих школьников (наличие пробелов в знаниях, умениях, навыках; слабая воля, неуверенность в своих силах, потребность в получении помощи);

• дифференцированный подход к подгруппам;

• индивидуальный подход к отдельным учащимся.

Индивидуальная работа с учащимися помогает им проявлять максимум самостоятельности, концентрировать внимание на всех возможных видах и способах проверки знаний.

Работа по индивидуальному подходу к обучению должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в знаниях, но и на постепенное формирование познавательного интереса к предмету НВП, к повышению качества знаний.

Казахстанскую армию ожидают серьезные изменения, как в плане технического оснащения, так и самой военной доктрины.

Комплексная подготовка учащихся к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан сегодня приобретает особо важную значимость. Эффективность военно- патриотического воспитания находится в прямой зависимости от того, насколько продуманно и педагогически целесообразно каждый воспитатель, педагогический коллектив организует эту работу, насколько разнообразны ее формы и методы, как дифференцированно она ведется с различными категориями учащихся.

В заключение хочется еще раз отметить, что именно от нас во многом зависит учебная дисциплина учащихся, их настроение, чувство силы и самостоятельности, готовности исполнить священный долг - служить в Вооруженных Силах Республики Казахстан на благо своего народа и Отчизны.

Автор:
Ержан АБДУЛКАРИМОВ СШ имени Дзержинского с дошкольным мини-центром преподаватель- организатор начальной военной подготовки Каратальскийц район