19 апреля 2013, 23:11 | 1 508 просмотров
Цели: расширять и активизировать словарь по данной те¬ме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи; умение составлять рассказы-описания, зрительное восприятие и внимание, пространственные представления, ориентировку в помещении, мелкую моторику и координацию речи с движе¬нием.
Оборудование: магнитная доска, магнитные предмет¬ные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; картина «Лесная поляна»; схемы-модели; корзины с грецкими орехами; сундучок, книги о животных.
Лексический материал: туловище, лапы, голова, хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилища-дупла, ло¬гово, нора, берлога.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Нам пришло письмо (читает): Дорогие ребята!
Мы, звери, приготовили для вас сюрприз – сундучок с кла¬дом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выпол¬нить задания на волшебных следах. Желаем удачи!
Лесные жители
2. Беседа по вопросам.
- Кто такие лесные жители?
- Почему животных называют дикими?
- Назовите диких животных.
- Где живут дикие животные?
3. Дидактические игры. (На коврике – «следы» с номерами заданий.)
•«Это чье, чья, чьи?»
Логопед: Ищем след с заданием № 1.
Дети получают картинки с частями тела животных.
Ответ. Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные ко¬лючки.
• «Где моя мама?» («Чей детеныш?»)
На магнитной доске висит картинка «Лесная поляна» с изо¬бражением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей.
Логопед. Животные гуляли на полянке, и детеныши поте¬рялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама – лосиха… (и т. д.). (И наоборот при игре «Чей детеныш?».)
•«Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети).
Логопед: Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте на¬зовем всю семью.
Ответ. Это лисья семья. Папа – лис, мама – лисица, дете¬ныш – лисенок…
Физкультминутка
Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка в ладонях два ореха для перекатывания).
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Заиньке усатому,
Мишке косолапому,
Серому волчонку,
Колючему ежонку.
•Имитация диких животных .
По - лосиному красиво
Руки – «рога» – над головой.
Ходит лось в лесу густом.
Шаги с высоким подниманием ног.
По - мышиному пугливо
Бег на месте мелкими шагами.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Прыжки вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка,
Руки в стороны. Ходьба
Косолап он с детских лет.
Наступая на внутреннюю сторону стоп.
•«Расскажи о животном.
Дети составляют рассказы-описания по цепочке и индивидуально.
Примерный ответ. Это медведь. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Медведи живут в лесах, зи¬мой спят в берлоге. Питаются всем: ягодами, корешками, медом, рыбой – они всеядные животные. У медведей рождаются мед¬вежата, один или два. Люди охотятся на медведей из-за мед¬вежьего мяса, шкуры и жира. Ошибки художника «Чудо животные».
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку, что пере¬путал художник? (Заяц с лисьим хвостом, волк с заячьими ушами ит.д.)