Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ


5 мая 2013, 08:56 | 1 484 просмотра



Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.

А.Н. Крылов.

Не секрет, что математика – строгая, неинтересная наука. Сухой язык чисел, а еще труднее букв, очень труден для восприятия людям с гуманитарным складом ума, которых намного больше (что доказано наукой), чем людей с математическим складом ума, т.е. способностью этих людей мыслить логически. А ведь именно математика способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому предмету, как организовать обучение математике, какие использовать приемы и методы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. После прохождения курсов по проблеме: «Эффективное использование современных образовательных технологий (в переводе с греческого – (наука о мастерстве) в системе школьного математического образования (2006 год), я изучая в процессе самообразования, соответственную литературу нашла такое определение «Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителей».

Побудить учащихся к активности, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого ученика, позволяют нетрадиционные формы организации урока, т.к. нестандартные уроки – уроки праздники, на которых воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на нестандартных уроках. Кроме того, нестандартные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища,

ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение,

помогают увидеть связь с другими учебными предметами, с производством, с практикой, помогают: расширить знания учащихся по предмету, кругозор учащихся о мире, о жизни вообще.

Вот поэтому я стараюсь, если позволяет изучаемый материал, разбирать его с учащимися в форме нестандартных уроков. Я заметила в процессе работы, что это способствует развитию познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к изучаемой теме, а также к предмету.

Они позволяют разрешить такие важные для процесса обучения проблемы:

• Мотивация учения – учащимися осознается личностная значимость обучения, у них возникает потребность в получении и расширении своих знаний;

• Сам учебный процесс становиться активным, творческим;

• Значительно улучшается результативность обучения – знания становятся действенными, ученик умеет их применять в жизненных, профессиональных условиях, а в результате такие уроки создают благоприятные условия для интенсивного общего развития личности.

Чтобы нестандартные уроки действительно реализовывали названные выше цели, при их разработке и проведении должны учитываться два основных правила.

1.При выборе нестандартного урока: дискуссии, деловой и ролевой игры, КВН-а, сказки, интегрированного урока учитываю интересы учащихся (возрастные, познавательные, профессиональные), продумываю кому можно поручить ту или иную роль.

2. Разрабатывая сюжет нестандартного урока, я продумываю, как задачи реальной жизни соотносятся с решением учебных задач.

Я работаю в сельской школе, но это не мешает моим ученикам, участникам математического кружка, помогать мне готовить нестандартные уроки, подбирать задания для учащихся 5 класса.

Автор:
Галина МАЛЯРЕНКО учитель математики Каргалинская средняя школа с дошкольным миницентром Сарканский район село Каргалы