11 мая 2013, 08:46 | 1 623 просмотра
Содержание
1.Особенности суицидального поведения подростков.
2. Причины и мотивы суицида.
3. О мерах профилатики суицида среди подростков.
4. Психодиагностика суицидального поведения.
1. Особенности суицидального поведения подростков.
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов подросткового возраста.
На разных этапах подросткового возраста — в раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет) и старшем (17–18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологиий, психологий, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.
В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий.
Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации.
В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих.
Часты попытки суицида в состоянии аффективногонапряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми.
Для подростков характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний, в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.
Суицидальные проявления подростков характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Часты попытки суицида в состоянии аффективногонапряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми.
Суицид является одной из ведущей причиной смертности молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет, и уступает лишь место несчастным случаям и убийствам.
2.Причины и мотивы суицида.
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.
Но самое интересное, то что мальчики умирают (именно умирают а не пытаются и думают о суициде) вследствие попыток к самоубийству в 4 раза чаще девочек.
Это связано с тем, что они используют более летальные методы самоубийства, например огнестрельное оружие, повешение и прыжки с высоких объектов.
Таким образом, девочки пытаются покПоэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства. Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.
3.О мерах профилактики подростковых суицидов.
Антисуицидальная пропаганда на уровне школы – психопрофилактические беседы в классах, направленные на
Проведение подобных бесед возможно с подростками, начиная с 14-летнего возраста
Когда подростки совершают суицид, то у окружающих возникает сильное волнение по этому поводу. Родители, родственники, друзья или даже соседи оказываются в замешательстве, испытывают моральное переживание и начинают чувствовать вину, думать, возможно их действия или без действия привели к суициду.
Тем не менее, подростковый суицид может быть предотвращен, главное вовремя понять те факторы которые толкают подростков на самоубийство.
Суицид среди детей встречается относительно редко, в то время как риск подверженности к самоубийству возрастает в подростковом возрасте.
Важнейшие группы суицидального риска среди детей и подростков:
Шаблон работы с подростками с суицидальным риском в случае высокого эмоционального напряжения:
1 этап – отреагирование эмоций;
2 этап – обращение к собственным ресурсам;
Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:
акцентуация характера и крайние варианты нормы;
Проводимая диагностика статуса каждого ученика в классе позволяет узнать взаимоотношения в классе и во время помочь отверженным учащихся
Во время проведения собраний для родителей и в индивидуальных беседах также проводится соответствующая работа:
-профилактика насилия над детьми и подростками в семье и школе;
-психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки.
“Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких”.
Эдвин Шнейдман
В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.