17 мая 2013, 18:06 | 1 692 просмотра
Сущность понятия «инновация» связывается не только с созданием и распространением принципиальных образовательных новшеств, но с преобразованиями и изменениями в содержании бухгалтерского образования. Появление образовательных инноваций связано с определением новых парадигм и установок в отношении целей и принципов обучения и преподавания учетных дисциплин.
Цель инновационного бухгалтерского образования состоит в подготовке специалистов в области бухгалтерского учета, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для решения разного рода задач, возникающих в практической деятельности.
Задача инновационного бухгалтерского образования состоит в том, чтобы будущий специалист был конкурентоспособным в сфере профессиональной деятельности.
Содержание инновационного бухгалтерского образования, реализуемое в образовательной среде, состоит в качественном выполнении образовательных стандартов, в привнесении в читаемые курсы и дисциплины элементов моделирования. Содержание инновационного бухгалтерского образования выстраивается в систему познания, включающую обучение навыкам самостоятельной работы.
Принципы инновационного образования: принцип активного обучения; принцип новизны; принцип системности; принцип прагматизма (связи обучения с потребностями бизнеса).
Реализация инноваций в бухгалтерском образовании возможна в инновационной образовательной среде бухгалтерского учета, которая является компонентом информационных сред более высокого уровня. Информационная среда является системой, а образовательная информационная среда является ее составляющей частью, сущность которой рассмотрим более подробно. Общая схема профессиональной подготовки бухгалтерских кадров в инновационной образовательной среде представлена на рис.
Рис. 1 Структура инновационной образовательной среды бухгалтерского учета.
Один из подходов к классификации образовательных бухгалтерских инноваций, отражающий перечисленные виды и направления инновационных образовательных технологий
Рис. 2. Классификация образовательных бухгалтерских инноваций
Среди разных видов инноваций, рассмотренных наибольшее распространение в бухгалтерском образовании на сегодняшний день получили инновации, связанные с организацией учебного процесса. Виды инноваций в бухгалтерском образовании представлены на рис. 3
Рис. 3. Виды инноваций в бухгалтерском образовании
Многие из инноваций, используемых в настоящее время при подготовке бухгалтерских кадров, связаны в большей мере с внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс, а не с изменением характера и содержания образования.
Существующие изменения действующих методов и технологий обучения бухгалтеров представлены в форме различных инноваций.
Рис. 4. Разновидности инноваций в бухгалтерском образовании
Уровни нововведений в бухгалтерском образовании можно представить следующим образом:
1. По отношению к структурным элементам бухгалтерского образования: нововведения в задачах, в содержании бухгалтерского образования, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в контроле и оценке результатов.
2. По отношению к субъектам образования: в сфере развития их знаний, умений, навыков, компетентностей в области бухгалтерского учета и др.
3. По функциональным возможностям: нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды), нововведения – продукты (практикумы, комплексы, проекты, технологии и т.п.).
4. По масштабности распространения: в деятельности одного учебного заведения, в группе учебных заведений.
5. По значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, в образовательных учреждениях разных типов.
Одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Бухгалтерское образование представлено в трёх предметных проекциях: образовательная среда – как содержание образования, образовательные институты – как система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание субъектов образования.
Активная роль инновационных технологий в образовании раскрыта с точки зрения выполнения функций инструментария, используемого для решения определенных образовательных задач и создание новых форм обучения. Преимущества использования инновационных технологий в учебном процессе представлено на рис. 5.
Рис. 5 Преимущества использования инновационных технологий в учебном процессе
Концепция инновационного бухгалтерского образования, положенная в основу предлагаемой модели определяет стратегию и тактику формирования подготовки бухгалтерских кадров.
Все приведенные примеры рассмотрены как самостоятельные компоненты, которые функционально взаимодействуют и реализуются в рамках информационно – компьютерной образовательной среды. Которые составляют основу бухгалтерского образования: знания предметной области, информационные системы, программное обеспечение.