Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЧТЕНИЕ НЕ ДАЕТ УСНУТЬ РАЗУМУ


14 июня 2013, 07:10 | 1 489 просмотров



Цель: 1) воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам

и расширить кругозор детей;

2) определить значение книги в жизни человека.

Библиотекарь:

Наш 21 век называют « веком информации». В нашу жизнь стремительно ворвалась повальная компьютеризация, а непреходящая ценность и польза чтения незаслуженно уходит на второй план. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, которая дает возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для нас, увеличивая доступ к информации. Однако это приводит к парадоксу: - внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены сегодня все больше говорить о проблемах чтения.

Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем; которые наблюдаются в последнее десятилетие в среде детского чтения:

- Спад чтения для удовольствия; ( исследования показывают, что 33% детей не любят читать).

- Чтение взаимодействует со средствами массовой информации.

- Люди отдалились от книги.

Вопросы для обсуждения:

1. Как ты понимаешь « прелесть чтения»?

2. Что ты понимаешь под словами – « насущная пища для сердца и разума»?

3. В чем великая сила книги?

4. Что ты считаешь увлекательней- прочитать интересную книгу или просмотреть фильм поставленный по ней? ( например: фильм и книга « Властелин колец», «Путешествия капитана Гранта», « Робинзон Крузо» и т.д.

Библиотекарь:В настоящее время подростки очень часто свой отдых связывают с компьютером. Проводят очень много времени за ним , иногда и целый день т.е. « зависают» в сети. Трудно представить сегодня современную жизнь без компьютера. И нужно обратить на пользу всеобщему разуму всю информацию, которую мы получаем из Интернета.

С момента появления электронной почты границы общения раздвинулись и стали необъятными. Благодаря электронной почте , теперь мы можем практически ежедневно обмениваться письмами со своими друзьями, родственниками, одноклассниками.

На человека « зависающего» в сети , компьютер очень сильно влияет на организм. Ребенок становится слабым, раздражительным, нарушается сон, человек быстро утомляется, ослабляется память. Помимо этого напрягается зрение из-за чтения на экране текста и мельканием его изображения на маниторе.

Рассказ библиотекаря.

Когда-то, в трудные минуты жизни и в светлый час, человек непременно тянулся к книге. Писатель М.Салтыков-Щедрин писал, что литературе он обязан лучшими минутами своей жизни. А.С.Пушкин, умирая, обратился к книгам: « Прощайте, друзья!». Многие великие люди на вопрос : «Ваше любимое занятие?» отвечали так: « Рыться в книгах». К сожалению , сегодня большинство уже так не ответит.

Положи свое сердце у чтения… Эти строки были написаны в одном египетском папирусе почти шесть тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности. Книга и чтение были во все времена и у всех народов. Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ.

Судьба человечества во многом связана с процессами, происходящими в культуре. Именно мировое культурное наследие обеспечивает целостность земной цивилизации. Одной из важнейших звеньев этого наследия являются БИБЛИОТЕКИ.

Разные народы , через века взяли на себя уникальную миссию – собирать и передавать добытое знание в пространстве и времени.

Книга – это плотно упакованный в страницы многовековой опыт.

Книга сделала бессмертным род людской на Земле.

Никто из нас не может вспомнить день, когда впервые взял книгу в руки. Вам , наверное, , кажется, что она была в вашей жизни всегда.

Я предлагаю совершить небольшую экскурсию в историю… Когда и где появилась письменность, появились первые книги и была основана первая библиотека?

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

1)Одним из древнейших государств Древнего Востока был Шумер, расположенный в долинах между реками Тигр и Евфрат.

Шумерейцы уже за 4 тыс. лет до нашей эры умели писать. Они пользовались пиктографией – рисунчатым письмом. Постепенно рисунки упрощались и становились значками, обозначающие слова, - идеограммами.

Край, где они жили, был беден лесом. Нужда всему научит! Книги у них были глиняными. Они выдавливали на глине значки острыми палочками. Когда вся глиняная табличка покрывалась значками, ее высушивали на солнце или обжигали в огне. Она становилась прочной и твердой как камень.

В книгах шумерейских библиотек расшифрованы и прочитаны басни, пословицы и поговорки, песни и даже ода родной стране.

2)В библиотеке Ашшурбанипала были сохранены научные труды по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

Страницы ее глиняных книг были большими: 32см. на 22см., толщина 2,5 см. Настоящий плоский кирпич! Таких страниц в книге было десятки, а иногда сотни. Представьте себе книгу в сто глиняных страниц. Тогда ее толщина составила бы 2,5 метра. Такую книгу перед собой не положишь.

Все это происходило в незапамятные времена. Незапамятные – это значит такие, о которых и памяти не сохранилось. А ведь сохранилась. Именно потому, что сохранились книги – тексты на глиняных табличках. Библиотеки хранят не только книги, они хранят память человечества.

3)Крупнейшая библиотека древнего мира была создана в 3 веке в Александрии – до 700 тысяч папирусных свитков хранилось в ней. Там занимались великие философы, ученые, поэты. Несколько веков существовала и изумляла мир своим богатством библиотека. Но в 273 году нашей эры она сгорела и только часть свитков удалось сохранить.

Насколько полнее было бы наше знание древнего мира, если бы его сокровища стали достоянием потомков!

4)В мусульманских странах создание библиотек считалось богоугодным делом. Одна из них принадлежала великому поэту, гуманисту, мыслителю и государственному деятелю – Алишеру Навои. Алишер собрал библиотеку на собственные средства. Находилась она в знаменитом дворце Унсия, где проживал он сам

5) В годы ВОВ погибли старейшие библиотеки России: Твери, Смоленска, Воронежа, Сталинграда, Ростова и т.д.

Восстанавливались библиотеки из книг, найденных в подвалах, на развалинах домов. Книги в войну помогали укреплять боевой дух людей, возвращали волю к жизни.

Книга оказывает благотворное влияние на жизнь человека.

- Дети , а какие высказывания, афоризмы, изречения о книгах вы знаете?

Например:

1.Книги – лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят. / А. Доде /

2.Книги – дети разума. / Д.Свифт /

3.Книги для меня , как хлеб насущный, необходимы. / Т.Г.Шевченко /

4.Книги – это имущество, завещанное умом человечеству, предназначенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся./Дж.Адисон/

-Какие поговорки о книге и чтении вы знаете?

Например:

1.Не красна книга письмом, а красна умом.

2.Не на пользу читать, коли верхушки хватать.

3.Сила – в знании, знания – в книге.

4.Будешь книги читать, будешь все знать.

5. Не тот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает.

Подведем итоги. Книга – именно тот фундамент, на котором строится интеллектуальная культура нации, формируется духовная основа личности. Человек становится грамотным.

Автор:
Ирина СКРИПНИКОВА статья библиотекаря Кабанбайской средней школы №1 село Кабанбай, Алакольский район