Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА


14 июня 2013, 07:12 | 2 081 просмотр



Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Однокоренные слова».

Задачи урока:

Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний об однокоренных словах; познакомить с некоторыми морскими обитателями; формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи; расширение кругозора.

Развивающие: совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных словах; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать наблюдательность; развивать чувство уверенности в своих возможностях; развитие эстетических представлений и художественного вкуса.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание любознательности; воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

Вид урока: экспедиция

Тип урока: комбинированный

Метод урока: словесный, наглядный, практический, поисковый.

Оборудование: интерактивная доска; иллюстрации обитателей морских животных, карточки с заданиями, таблицы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

- Любите ли вы приключения?

- Хотите отправиться в морское путешествие?

Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.

Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом.

Для этого мы откроем тетради и выполним минутку чистописания.

2. Минутка чистописания. Кк ко

Что записано?

Какое соединение в слоге - ко?

3. Словарная работа.

Итак, экипаж к путешествию готов.

А на чём мы отправимся в путь? Угадайте.

На море, в реках и озерах

Я плаваю проворный,

Скорый и огромный.

Как вы догадались, что это корабль?

Что обозначает слово “корабль”?

Это греческое слово. Обозначает то же, что и судно. В парусном флоте корабль – трехмачтовое судно с полным парусным снаряжением. Кораблями называют военные суда. Воздушными кораблями – крупные самолеты. Космический корабль - пилотируемый космический аппарат.

Запишите слово в тетрадях.

(Дети записывают слово в тетрадях)

Проверьте, правильно ли написали. Что можете сказать про слово?

В слове 2 слога, 2 гласных звука, 4 согласных, 6 звуков, 7 букв.

4. Мозговой штурм.(вопросы-ответы)

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?

5.Закрепление пройденного материала

Ребята, посмотрите, вы знаете кто это? (Рисунок медузы).

Это медуза.

Она достала для нас раковину, в которой задание.

- Подберите однокоренные слова к слову корабль

Что можно сказать про эти слова?

Запишите слова, выделите корень в каждом родственном слове, обозначьте орфограммы.

- Какая тайна нашего языка помогла вам правильно записать слова?

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

6. Работа над предложением.

А сейчас мы с вами надеваем акваланги и спускаемся в подводный морской мир.

Кто плывет нам навстречу?

На доске – рисунок осьминога.

Осьминог приготовил нам задание.

- Что это?

Составьте и запишите предложение.

Дети записывают предложение с комментированием:

«Наш корабль отплыл от пристани».

7. Так как мы с вами путешествуем по морскому дну, мы не слышим звуки моря и крик чаек. послушайте и отдохните.

8. Работа по формированию умения подбирать родственные слова.

Опускаемся снова на дно морское. А вот и новая встреча. Кто это?

Это морская звезда.

Прочитайте, о чём она нас спрашивает.

(Дети читают задание с доски.)

Д. Надо подобрать родственные слова и выделить в них общую часть. Самостоятельно подберите родственные слова, запишите их и выделите корень.

(Дети работают самостоятельно, записывая слова)

Проверка работ

Продолжаем путешествие.

9. Навстречу нам движется морской еж.

Морской ёж принес нам задание.

РЕБЯТА, ОТГАДАЙТЕ, У КОГО В МОРЕ САМЫЕ ЗОРКИЕ ГЛАЗА?

варианты ответов:

• У АКУЛЫ;

• У ОСЬМИНОГА;

• У КРАБА.

Дети отгадывают.

На доске текст.

"Самые зоркие гл_за у осьминогов. Их размер соответствует зоркости. Только гл__ за с_вы, к_шачьи и гл_за человека могут с ними соперничать."

Спишите текст вставляя пропущенные буквы, подберите к этим словам однокоренные слова.

Глаза, глазки, глазной.

Сова, совы, совиные.

Кошачьи, кошка, кошечка.

Молодцы, ребята вы прекрасно справились с заданием. Какие знания помогли вам это сделать?

Мы умеем подбирать однокоренные слова, выделять корень и помним о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Морские обитатели просят нас найти среди нескольких групп слов группу родственных слов и записать её.

Дети работают самостоятельно.

Текст задания записан на доске.

Проверка задания проводится фронтально.

(Дети доказывают, почему выбрали третью группу слов.)

Третья группа слов – родственные слова, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.

10. Подведение итогов.

Подходит к концу наше путешествие. Какие впечатления у вас от него?

Что нового узнали? Что вас удивило?

- Заполните таблицу, оцените свою работу на уроке.

Я понял ...

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

- Сегодня на роке активно работали, показали хорошие знания ......

Оценки за урок:

Рефлексия

Только имея 8 рук и 8 ног. Мы можем успевать делать все, но у нас нет 8 рук и 8 ног, у нас есть мышление, знания, память.

В память о нашем удивительном подводном путешествии, осьминог подарил нам подарочки. Фотографии с изображением морских обитателей.

11. Домашнее задание.

Творческая работа.

Составить небольшой рассказ об одном из морских обитателей.

Урок окончен, всем спасибо.

Автор:
Румия ГАЛИМЖАНОВА учитель начальных классов сш. №9 город Талдыкорган