Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РОЛЬ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ


21 июня 2013, 04:50 | 1 642 просмотра



С каждым годом все большее значение придается роли эмоционального фактора в формировании ребенка, независимо от того, кем ему суждено стать - ученым или рабочим, художником или служащим. Это требует от педагога музыкальной школы индивидуального подхода к ученикам, поиска новых форм работы для развития навыков музицирования и повышения интереса детей к музыке.

Особое место в развитии навыков музицирования среди учащихся занимает фортепианный ансамбль.

Игра в ансамбле имеет большое значение для музыкального воспитания детей. Ансамбль расширяет возможности художественного воздействия, в нем проявляется творческая воля нескольких музыкантов. Иногда очень скромные дети, которые не показывают больших успехов в сольном исполнении, могут приятно удивить и «блеснуть» при совместной игре. Мы знаем имена многих музыкантов, которые прославились именно в исполнении фортепианных дуэтов – братья Готлибы, сестры Туркины и другие.

Совместная игра – это коллективные переживания, верное лекарство против неуверенности, нелюдимости, так часто преследующих детей, а также против индивидуализма и неумения подчиниться партнеру в интересах исполняемого произведения. Скромные дети, как правило, значительно быстрее открывают свои способности при ансамблевом исполнительстве.

Фортепианный ансамбль способствует созданию коллектива, где дети нуждаются во взаимной поддержке, пробуждению личной ответственности в общей работе, в то время как сольные выступления слишком часто рождают тщеславие и зазнайство. Так что ансамблевое обучение наилучшим образом способствует музыкальному воспитанию детей, расширяет их кругозор, прививает любовь к музицированию, формирует характер ребенка и хороший музыкальный вкус. Оно является важнейшим компонентом приближения музыкального образования к требованиям жизни.

Начало практики ансамблевой игры проводится только после того, как обучающиеся практически овладеют основными способами звукоизвлечения, необходимыми элементами и приемами исполнительской техники и приобретут начальные навыки сольной игры на фортепиано.

Для составления ансамблевой пары важно, чтобы учащиеся подходили друг другу по характеру и даже, что немаловажно, дружили между собой. Все это помогает в работе. Каждый участник дуэта осознает свою ответственность перед партнером. Важный момент – начало произведения. Синхронно взять два звука не так просто, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Используется прием дирижерского замаха, ауфтакта – легкое движение кисти, кивок головы. Полезно посоветовать одновременно с этим жестом партнера взять дыхание (сделать вдох). Это снимает сковывающее напряжение. Не меньшее значение имеет синхронное окончание, «снятие» звука.

Партнерам в процессе работы нужно добиваться звукового равновесия, они должны обладать одинаковыми приемами звукоизвлечения. Слаженная совместная игра в деталях и в целом, в отдельном приеме и в общем замысле – все это особая сфера работы, присущая ансамблевым классам. Технические трудности возникают не только в материале каждой партии, но и в элементарной координации участников дуэта. Более трудную партию поручают более продвинутому ученику. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу и передавать партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Распространенный недостаток ученического исполнительства – динамическое однообразие: все играется mf и f. Следует особое внимание обратить на динамику.

Каждый из участников дуэта является то солистом, то аккомпаниатором, должен чутко прислушиваться к партнеру. Ведь в исполняемом произведении надо одновременно почувствовать и передать характер, взять нужный темп и выдержать его.

Исполняя на концерте выученное произведение наизусть, один из партнеров иногда от волнения допускает неточность и тут проявляется обоюдное умение не остановиться, а продолжить игру и достойно закончить пьесу. Этот навык кропотливо воспитывается на уроках фортепианного ансамбля.

Итак, обучающиеся должны знать и уметь:

- вместе вступать и заканчивать произведение;

- уметь быстро реагировать на изменения в игре партнера и подхватить свою партию в любой момент (уметь быстро реагировать на ошибки свои и партнера);

- уметь слышать и «выстраивать» фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнера (ритмически, темпово, фактурно, динамически, гармонически);

- уметь целостно воспринимать музыкальное произведение.

И, как результат, хочется поздравить своих воспитанниц, победителей международного фестиваля – конкурса «Күншуақ» в номинации «фортепианный ансамбль» - учениц младших классов: Кулимбаеву Малику и Өмір Диану, пожелать им огромных творческих успехов и достижений!

Автор:
Ж.В. КИМ, преподаватель по классу фортепиано, детская школа искусств г.Талдыкорган