Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

МОЯ РАБОТА – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ, МОЯ ДУША, ЗДЕСЬ Я В СВОЕМ МИРЕ!


21 июня 2013, 04:53 | 1 862 просмотра



Однажды Александр Иванович Куприн сказал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Эти слова с точностью подходят к героине нашей сегодняшней рубрики - Абузяровой Ларисе Михайловне, опытному человеку своего дела, учителю русского языка и литературы средней школы им. Ушинского с ДМЦ села Лепсинск.

Родилась Лариса Михайловна 16 августа 1971 года в селе Лепсинск Андреевского района, в тот момент еще Талдыкорганской области. Родилась у своих родителей в довольно позднем возрасте, ее маме было 39 лет, а отцу 42 года. - Мое рождение было очень радостным событием в жизни семьи, все меня любили, баловали, обожали. Отец мой работал кузнецом, потом, к сожалению, заболел туберкулезом и умер, мне было всего лишь 5 лет. Мама всю жизнь отдала именно этой школе, работала здесь техничкой 20 лет, но по состоянию здоровья перешла в лесхоз, там работать было легче. - Мои родители, рассказывает учитель, - обыкновенные люди, которые всегда учили меня доброте, дружбе, взаимовыручке. Хотя отца я почти не помню, детство мне казалось «розовым», беззаботным. Мама всегда старалась восполнять мне отца, а две старшие сестры, окружали безмерной заботой, они уже работали в то время, поэтому меня наряжали, одевали, обували, я ни в чем не нуждалась, все, что появлялось новое, сразу появлялось у меня. Но и требовали с меня строго, особенно относительно учебы, мои сестры всегда мечтали, чтобы я была идеальным ребенком. Одна занималась со мной, особенное внимание уделяла почерку, чтению, диктантам, может это в дальнейшем и повлияло на выбор моей профессии, другая старшая сестры хорошо шила и на любое мероприятие у меня были самые разные красивые, яркие костюмы. В школе я училась хорошо, но думаю, сильно не выделялась, тем не менее, учителя всегда меня назначали на руководящие должности: Председателем совета дружины имени Чкалова, Секретарем комсомольской организации и т. д.

Мне с детства нравилась эта жизнь в стенах школы, даже когда я играла в куклы или с другими детьми, всегда кого-нибудь, но учила. Мне кажется, на выбор профессии влияет предрасположенность души. Уже, начиная с 9 класса, я осознанно готовилась поступать в Пединститут.

- Почему Вы остановили свой выбор именно на двух предметах, которые сейчас преподаете детям?

- Однажды мы с классом ходили в поход, и я всю дорогу сочиняла разные четверостишия. Я люблю сочинять, писать стихи, приукрашивать действительность нашего мира. И мой учитель Хайбулин Малик Минтаевич сказал мне: Лариса, если будет возможность, поступай на журналиста, у тебя есть талант! Но на тот момент мы боялись уезжать далеко от дома, а в Талдыкоргане факультета журналистики не было, и я решила стать учителем русского языка и литературы, хотя другие школьные предметы тоже очень сильно любила, но сейчас с уверенностью могу сказать, что моя профессия – это мое призвание, наверное, поэтому тогда, это так сильно меня влекло.

Я очень люблю заниматься с детьми, возиться с ними, открывать в них качества, о которых они сами еще и не подозревают.

- С чего начиналась Ваша трудовая деятельность? И кто помогал Вам в освоении профессии?

- После окончания института я по распределению приехала в свою родную школу. На тот момент она была очень большая, детей было много и учителей хронически не хватало, меня без вопросов приняли на работу и с тех пор я 20 лет работаю здесь. Мне сразу дали классное руководство, и так как тогда я была еще молодая, энергичная, проводила со своим классом различные внеклассные мероприятия, ходила в походы, устраивала игры. В общем было весело. И так, год за годом, даже и не заметила, как эти 20 лет промчались мимо меня – придается ностальгии воспоминаний Лариса Михайловна. – Конечно, любому молодому учителю всегда сложно поначалу. Но я всегда старалась делать все сама, и мне было неловко спрашивать, но, тем не менее, в помощи мне никто никогда не отказывал. Тем более это моя родная школа. Ирина Михайловна, на тот момент была директором школы и параллельно учителем русского языка всегда делилась своим опытом, Хайбулина Флюра Минтаевна помогала в организации различных мероприятий.

- Вы столько лет посвятили обучению детей… Скажите, видите ли Вы изменения в их поведении? Какие они сейчас – дети XXI века?

- Каждый ребенок индивидуален, конечно, у каждого поколения свои принципы, своя идеология. Современные дети немного заласканные, у них больше родительской опеки, они не допускают до себя какого- то лишнего слова, хорошо осведомлены о своих правах и обязанностях. И я думаю, когда всего вышесказанного в меру, это неплохо. Для меня не главное, каков ребенок по успеваемости, отличник он или троечник, в любом случае я отношусь к ним, как к родным. Мне нравится, когда они меня понимают, тянутся ко мне, пусть даже с них не выйдут профессора, главное, чтобы они оставались людьми, – делится мыслями учитель.

- Иногда дети задают мне вопрос: Зачем нам вообще нужна литература? Я отвечаю: именно литература учит нас жить. На примере жизни литературных героев мы понимаем сущность людей, мы понимаем, насколько люди могут быть разными и учимся твердо разделять добро и зло.

- Вопрос перехода на латиницу вызвал множество дискуссий. Сторонники этой идеи говорят о новом уровне развития страны, противники же беспокоятся о сохранении уникальности родного языка. Каково Ваше мнение?

- Я не сторонник этой идеи, потому, что просто не вижу в ней смысла. Мы уже столько времени работаем на привычной нам кириллице, что просто не представляем, как будем учиться всему новому. Говорят, что это делается для того, чтобы казахский язык в полной мере функционировал в информационных и телекоммуникационных технологиях, но ведь все уже привыкли, адаптировались к привычной системе. Это будет очень большая путаница.

- А что Вы можете сказать о введении проекта «Триединство языков»?

- Этот проект будет введен в этом 2013 году, и дети начнут изучать три языка уже с первого класса. Я считаю его весьма полезным и нужным. Ведь всем известно, что дети способны намного легче запоминать и усваивать иностранные языки, нежели взрослые.

- Ваше мнение на счет ЕНТ?

- ЕНТ очень трудный экзамен для детей, потому что обычные экзамены сдавать намного проще, когда ты уже по одному профилю, по одному направлению выучил билеты, подготовился. Хотя многие и говорят, что ЕНТ необходимо, что оно способствует и помогает детям поступить в высшее учебное заведение, но личное мое мнение лучше всего, когда ребенок сдает экзамены в родной школе с уверенностью, без страха. И становится обидно за своих учеников, которые все 11 лет учатся хорошо, а на ЕНТ набирают низкие балы. И нам приходится ставить им эти тройки в аттестат «скрепя сердцем». Лучше бы ЕНТ проводили при поступлении в ВУЗы, но не в школах.

- Вы, как учитель, ежедневно проводящий с учениками большое количество времени, человек, изучивший все тонкости их характера, скажите, как ЕНТ влияет на психику детей?

- Это очень сильно влияет на психику детей, потому что они целый год посвящают подготовке к этому тесту. И дети сильно переживают, когда набирают мало баллов. К тому же, когда они стоят там при объявлении

баллов и вокруг огромное количество народа, все взгляды прикованы к ним, а школьники как к таковому вниманию не подготовлены, они не умеют вести себя при публики. Не набравшие достаточное количество баллов считают себя «опозоренными» перед всеми школами, сразу уходят, заливаются слезами, не говорим уже о том какие ощущения испытывают при этом их родители. Потом зачастую на ЕНТ встречается нечестность, это тоже очень сильно поражает детей. А на обычном экзамене только они, их родители и мы, учителя. Ведь заметна же разница. Дети, несмотря на то, что мы настраиваем их на любой результат, строго для себя проводят границу: сдал ЕНТ – будешь жить хорошо, не сдал - будешь всегда на втором плане. Это неправильно.

- Довольны ли Вы нынешними стандартами обучения?

- Конечно, сейчас программа сильно усложнена по сравнению с той, какая была раньше. Взять, к примеру, литературу, раньше мы читали произведения, разбирали его, заучивали, отвечали на два- три вопроса и все, сейчас нам некогда, читать потому что большую часть времени мы проводим анализ того или иного момента из книги. Относительно русского языка, тоже большое количество новшеств, и дети не успевают усваивать всю информацию. Учебники очень усложнены, тексты подобраны, конечно, интересные, и рисунки красочные, но не все дети могут их понять. В принципе, если учитель эти новшества «схватывает на лету» и знает, как правильно преподнести это классу, все запоминается довольно хорошо.

- В планы МОН РК входит введение 12- летнего обучения в школах… Ваше мнение на этот счет?

- 12 лет обучения это мировой стандарт. Единственная разница, в других более развитых странах хорошая, сильная материальная база, а у нас, в Казахстане, таковой пока нет. Но в этой задумке нет ничего плохого. Ведь хорошо, если дети смогут после школы придерживаться одной специфики и получить по ней работу. К сожалению, у нас на селе мы своим ученикам не можем предоставить работу. Слышала, что у Министерства образования был план, создать при каждой школе центры, где будут обучать рабочим профессиям. Например, ребенок, который слабо учил математику, может выбрать для себя другое направление и уже позже именно по нему реализовать себя, и очень жалко, что эта идея не воплотилась в жизнь.

- Сейчас актуальным вопросом в профессии учителей стал вопрос ведения документации. Кричащие просьбы учителей и медиков донеслись до Президента, и он поручил правительству снизить оборот заполняемых бумаг. Но как таковых изменений не произошло… Беспокоит ли Вас лично эта проблема?

- Создание различно рода папок и отчетов большая помощь для проверяющих инстанций. Проверяющие считают: у тебя есть папка значит, ты работаешь, если ее нет, значит, ты попросту ничем не занимаешься. А для учителей – это, конечно, большая сложность, занимающая огромное количество времени. На уроке мы должны работать отдельно со слабыми учениками, одновременно записывать все это, создавать графики, таблицы, тут же должны работать с сильными учениками по программе «Дарын». Это невозможно, но, тем не менее, мы справляемся. Как говорится, невозможное возможно, это наш случай. Иногда шутим между собой, говоря: Мы бы работали еще лучше, если бы не было учеников! – с улыбкой рассказывает наша собеседница.

- Мы узнали, что при прохождении аттестации в школе Вас похвалили именно в отношении ведения бумаг, у Вас вся документация в порядке, по каждому ученику созданы соответствующие, необходимые папки. Как Вам удается держать все дела под контролем, успевая еще при этом уделять внимание каждому ученику в отдельности?

- Я не люблю, когда меня хвалят, не люблю выделяться, мне кажется, работаю, как и все. Просто мне самой стыдно, если я что-нибудь не сделаю. Какой-то внутренний стержень, совесть меня попросту загложет. Мне стыдно, если приедут с проверкой, а у меня не будет того или иного документа. Ведь мы сами всегда требуем с учеников, сами ругаем, когда у них не заполнены дневники или не выполнены задания.

- Вы рассказали нам, что как только пришли на работу сразу получили классное руководство… Каким нужно быть учителем, чтобы ученики запомнили Вас на всю жизнь?

- Всегда нужно относиться к своему классу, как их родная мама. Всегда переживаю за учеников и не только за своих, за всех учеников в школе. Порой некоторые школьники начинают заниматься чем-то самостоятельно, а мне кажется, что он не справится, и я начинаю его подталкивать, помогать. Чем больше ты уделяешь детям время, тем больше отдачи от них ты получаешь.

- Расскажите немного о своей семье?

- Своего мужа я знала еще со школы, мы учились в параллельных классах. Общались как товарищи, в то время о любви, об отношениях мы не думали, это было совестно. Это сейчас молодежь не скрывает своих чувств даже в школьных стенах. После окончания я уехала учиться, он ушел служить в армию. После армии встретились, слово за слово, беседа за беседой, стали чаще общаться, дружить. После этой встречи я еще два года училась, мы вели переписку, и когда я приехала сюда работать, мы поженились. В этом году исполняется 20 лет, как мы вместе, воспитываем двух сыновей Руслана и Даниеля. Старший Руслан учится в аграрном колледже в Алматы, младший учится в 4 классе.

- Какие выводы Вы сделали за продолжительный период своей работы?

- Некоторые учителя, становясь учителями, чуть позже начинают разочаровываться, хотят уйти на другую работу. Я даже не представляю, что могу реализовать себя в другой сфере. Моя работа – это моя жизнь, моя душа, здесь я в своем мире. А главным выводом, который я сделала за все время работы, это то, что к каждому ребенку, каким бы он не был, нужно относиться с душой. Только тогда этот ребенок сделает все, чтобы мы гордились как им, так и своей проделанной работой.

Учитель высшей категории, человек с добрейшим сердцем Лариса Михайловна Абузярова, украсила нашу сегодняшнюю рубрику маленькими отрывками своей жизни. Говоря с ней, удивляешься, насколько умело этот человек находит в нашей иногда мрачной жизни яркие нотки позитива. Удивляешься тому, как проблемы любой сложности с легкостью и даже с какой-то гармоничностью решаются ею без особых усилий. Наверное, доброта и чистота в сердце помогают ей двигаться по жизни оптимистично, заряжая своей энергией других. Ее добрый взгляд, веселый, заразительный смех, ее человечность и трудолюбие навсегда останутся в памяти ее учеников.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА.