Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Слово учителя


14 августа 2009, 06:42 | 1 910 просмотров



Здесь все требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей. Чувство ритма урока и соответствие ему слово учителя составляет одну из граней педагогического мастерства.

Подготовке не только того, что будет сказано учителем на уроке, но и как ( в мере, режиме), происходит в творческой лаборатории учителя при разроботке замысла урока. Здесь куется учительское слово, которое при самом интенсивном внедрении технических средств в учебный процесс, при всей «индустриализации» учительского труда останется незаменимой могучей силой просвещения. «В тысячи неуловимых оттенков передается... культурной резерв учителя, общирность его знаний молодому, свежему восприятию учеников... В десятках примеров, аналогий из других наук... в привлечении многих прочитанных книг, случаев из биографий больших ученых... в умении строить рассказ, в повышенном,многообразном словаре педагоге, не боящегося говорить изящно и тонко, во всем его оружии хорошей благовопитанности, хорошего образования, хорошего вкуса ... в этих как будто побочных факторах и заключается истинный фон для подлинной передачи знаний». Так писала о слове учителя М.Шагинян.

Да, существует связь между тем, как учитель относиться к предмету своей речи, и тем, какое впечатление производит его речь на учащихся. Но не только. Важны значительность, убедительность, аргументированность своего слова и выполнение правил ораторского мастерства. Начинающим молодым специалистам учиться этому трудно, но пусть вас вдохновляет формула Цицерона: «Поэтами рождаются, а ораторами делаются».

Словом мы мобилизуем учащихся, ибо внимание, по утверждению психолога С.Л. Рубинштейна, - «это регулятор процесса познания». Следовательно, при подготовке урока приходиться учитывать силу выразительности слова учителя. Прием новизны, прием взаимодействия, прием соучастия: «Представьте себе...»; «Видите – вот...»; «Что бы произошло с вами, если бы...»; «Вы оказываетесь в центре событий» и т.п. Прием персонификации, построенный на способности сопереживать состоянию других людей, внедряться в их внутрений мир и соотносить из размышления, поступки с собой. Образный рассказ, выразительное описание эпизода, события, связанного с научным открытием, историческим фактом, биографическими сведениями об ученых, писателях, общественных деятелях, как правило, обеспечивают персонификацию. Прием проблемной ситуации – прямое включение учащихся в рассуждении учителя, когда ученик с особым вниманием вникает в суть информации учителя, вместе с ним рассматривает сложившуюся ситуацию, противоречие и активно воспринимает выводы. Риторический вопрос, пауза, когда вы обводите глазами всех, как бы втягивая в решение вопроса, требуют определенного артистизма. В понятие артистизма речи входит хорошая дикция, темп. Медленный темп речи, казалось бы, облегчает восприятие слушателей. О нет! Умаляет, не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую «информационную пустоту». Но и слишком быстрый темп затрудняет достижение смысла сказанного, утомляет слушателей и разрушает внимание. Темп речи нельзя отделить от интонации, которые соответствуют содержанию, а интонация сочетается с мимикой, с жестом, усиливающим эмоциональное воздействие речи. Непредсказуемый жест – как часто он мешает молодому учителю!

Жестикуляция учителя независимо от содержания, а просто от волнения за урок совершенно отвлекает слушателей: они следят за мелькающими перед их глазами руками учителя, не успевая взять в толк, что он говорит. Надо бояться одного и того же жеста, он вызывает смех ребят, что способно провалить хорошо продуманный урок. Не следует преполагать, что можно внушить учащимся что-либо повторением одного и то же. Конечно, повторение хода рассуждения при работе с опорными сигналами – это элемент приема. Речь идет о неоднакратном повторении одного и то же слова, сочетания слов. Это рождает скрытое противодействие в ученике.

Содержательность в сочетании с живописью изложения, непременная образность и убедительность – предмет особой заботы учителя в процессе подготовки урока.

Молодым учителям, как конечно, и опытным, необходима ежедневная работа над словом. Наблюдения, стенографирование, запись на магнитную ленту изложения материала начинающим педагогам позовляют выявить недостатка в той части урока, где ведущим является слово учителя. Таковыми могут быть: 1. недостаточная последовательность; 2. отвлечение от изучаемой темы; 3. многословие; 4. неумение четко сформулировать выдвигаемое положение; 5. неумение отделить исходное положение от следствия, недостаточно четкое распределение постулата и аргумента и т.п.

Хорошо подготовленная лекция учителя лучше запоминается учащимися, ее основные теоретические положения и фактический материал лего воспроизводятся. При проведении на уроках следующих экспериментов были выявлены некоторые недостатки в изложении материала. Перед рассказом учителя каждый ученик получал конверт, содержащий листок с планом учительской лекции. Учащимся было дано задание: слушая учителя, составить план его рассказа. При последовательном, логическом построении учительског слова совпадении планов, лежащих в конвертах, с планом, составленным учениками на уроке, и в порядке, и в количестве пунктов, и в формулировках каждого пункта было полным. Попробуйте несколько раз провести такую работу на своих уроках и довольно быстро обнаружите свои удачи и недостатки.

Учитель должен уметь подчеркивать главное, выделять каждое новое положение, вывод, использовать паузу, логическое ударение и т.д.

Конструируя изложение материала, учитель должен заботиться о соразмерности частей: вступления, главной части, заключения.

Итак, готовясь к изложению материала на уроке, учитель решает, с чего начать, чем закончить, как расположить материал, какими словами – «мостиками» перейти от одного вопроса к другому, как выразить главные мысли. Учитель нередко долго ищет эти единственно нужные в данном случае слова, взвешивает их, испытывает муки, билзкие мукам поэта, ибо тоже «изводит единого ради тысячи тонн словесной руды».

Совершенно очевидно, что удержать в памяти эти найденные слова трудно, поэтому нужно их записывать, нужна письменная подготовка всего урока и твоего слова, учител. Дискуссии, которые нет-нет да и вспыхивают вокруг вопроса, нужна ли непременно письменная подготовка урока, кажутся нам досужими.

Автор:
Ю.Л.Львова (из методического пособия для учителей)