Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


9 августа 2013, 05:12 | 1 691 просмотр


Учитель: Запишите слова под диктовку:

Лисица, береза, мороз, сорока, заяц, медведь, погода. Предмет: Русский язык

Класс: 5-й

Тема: Имя прилагательное

Цели:

актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов и вопросах, на которые они отвечают;

привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предмета;

показать зависимость имени прилагательного от имени существительного;

развивать орфографическую зоркость;

развивать умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование:

демонстрационный экран;

учебник "Русский язык" 5 кл.

тетради, ручки, карточки для помощи слабым детям,

наклейки с солнышками

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость от общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным, чтобы мы узнали что-то новое.

Учитель: Я надеюсь, что именно таким и будет наш урок. Успехов вам и удач.

2. Чистописание

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, "Классная работа".

Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию

Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. К какой части речи относятся эти слова?

Дети: К имени существительному, так как отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

3. Сообщение темы урока

Учитель: Посмотрите на наше солнышко.

(Слайд 2).

Сколько лучиков с частями речи открыто?

Дети: Имя существительное и глагол.

Учитель: Почему не все лучики открыты?

Дети: Не все части речи знаем.

Учитель: Вы будете постепенно постигать знания по русскому языку и ознакомитесь со многими частями речи. А сегодня мы начинаем интересную работу с другой частью речи. Прочитайте (слайд 3):

И вот пошел снежок.

Какие известные нам части речи вы увидели?

Дети: Существительное (снежок). Глагол (пошел).

Учитель: А теперь прочитайте еще одно предложение (слайд 3):

И вот пошел пушистый, белый,

Холодный, мартовский снежок.

Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Какое предложение интереснее слушать и почему?

Дети: Второе предложение. Оно более выразительно и красиво. Его приятнее слушать, так как в нем описывается, какой снег.

Учитель: Выпишите слова, которые "украсили" стихотворение

(Дети выписывают слова: пушистый, белый, холодный, мартовский).

Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова?

Дети: Какой?

Учитель: Что обозначают слова, отвечающие на этот вопрос?

Дети: Признак предмета.

Учитель: Верно. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте теоретический материал.

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными (Слайд 4)

Какие же признаки предметов могут обозначать имена прилагательные?

Дети: Цвет, вкус, запах, размер, форма, материал (слайд 5)

Учитель: Давайте поиграем в игру "Назови признаки". Вспомните наши словарные слова. Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

4. Физкультминутка

Учитель: Встаньте. Все девочки у нас сейчас станут белочками, а мальчики будут лисами. Я буду называть признаки этих животных. Если данное слово относится к белкам, девочки встают, а если к лисам - встают мальчики.

Хищная (м), пугливая (д), хитрая (м), запасливая (д), жадная (м), ловкая (все).

5. Связь имени прилагательного с именем существительным

Учитель: Ребята, какое интересное имя у нашей новой части речи. Как вы думаете, почему его так назвали? Вы заметили, с какой частью речи употребляется имя прилагательное?

Дети: С именем существительным.

Учитель: Да, прилагательное отдельно от существительного не употребляется. Скажем: белый, маленькая. Понятно, о чем идет речь?

Дети: Нет.

Учитель: А теперь: белый снег, маленькая елочка?

Дети: Теперь понятно. Прилагательное прилагается к существительному, указывает на его признаки.

Учитель:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но, если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

(слайд 6)

Пришла морозная зима.

Лежит пушистый снег.

На санках мчится детвора,

Повсюду звонкий смех.

Найдите в стихотворении имена прилагательные и выпишите в столбик словосочетания сущ.+прил.

Взаимопроверка

6. Физкультминутка для глаз (Слайд 7)

7. Обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи

Учитель: Ребята, какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Учитель: Скажите, а как вы можете описать зиму, какие прилагательные подберете?

(слайд 8)

Зима - снежная, холодная, морозная, суровая.

Морозы - суровые, трескучие, сильные.

Ветры - сильные, холодные.

Снег - пушистый, легкий, белый.

Учитель: А теперь посмотрите вновь на экран. Прочитайте текст "Зима" (слайд 9)

Зима

Пришла: зима. Трещат: морозы. Дуют: ветры. Всю землю укрыло: снегом.

Спишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.

(Прослушать текст 2-3 раза)

Текст какого ученика позволил вам ярко представить картину зимней природы?

Учитель:

Лес утих и поредел

Притворился дряхлым дедом,

Поседел, похолодел.

Но меня ты не обманешь

Белой шапкой снеговой.

Ты по-прежнему живой!

Да, ребята, зимой жизнь в лесу не останавливается. Каких животных можно встретить в лесу зимой?

Дети: Волка, лося, лису, зайца, белку.

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 10). Мы сегодня уже говорили об этом зверьке.

Кто это?

Дети: Белка.

Учитель: Вы могли бы ее описать?

(Дети описывают белку).

Назовите существительные с прилагательными, которые вы бы употребили в своем рассказе

(Дети называют словосочетания)

А теперь запишите небольшой рассказ из 3-4 предложений. Опишите, как выглядит белка.

(Дети записывают предложения. Слабые ученики получают карточки для помощи:

рыжая шерсть

пушистый хвост

черные глазки

ловкий зверек)

(Приложение 1)

7. Итог урока (Слайд 11)

Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Дети: С именем прилагательным.

Учитель: Что обозначает имя прилагательное?

Дети: Признак предмета.

Учитель: На какие вопросы отвечает?

Дети: Какой? какая? какое? какие?

Учитель: Какую роль играют в нашей речи прилагательные? Можно ли обойтись без них?

Дети: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной. Они описывают цвет, размер, форму, поэтому легче узнать предмет.

Учитель: Сегодня мы только начали знакомиться с прилагательными. На следующих уроках мы узнаем, какие бывают прилагательные, как они изменяются, каким членом предложения являются, и еще много интересного.

А сейчас наш урок подходит к концу. Скажите, получился ли урок таким, как вы его представляли вначале?

Дети: Да, было интересно. Мы много узнали.

Учитель: Если вы считаете, что потрудились в полную силу и всё поняли, то выберите себе жёлтое солнышко и приклейте на обложку тетради. Если было что-то непонятно, то выберите синее солнышко и приклейте на обложку тетради.

Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо за работу.

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам предстоит творческая работа. Опишите животное, которое тоже живет в зимнем лесу. Это медведь. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше прилагательных (4-5 предложений).

Автор:
Гульнар ЕШМУХАМБЕТОВА Учитель русского языка и литературы Сш №9 Город Капшагай Станция Коскудук