9 августа 2013, 05:12 | 1 691 просмотр
Учитель: Запишите слова под диктовку:
Лисица, береза, мороз, сорока, заяц, медведь, погода. Предмет: Русский язык
Класс: 5-й
Тема: Имя прилагательное
Цели:
актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов и вопросах, на которые они отвечают;
привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предмета;
показать зависимость имени прилагательного от имени существительного;
развивать орфографическую зоркость;
развивать умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование:
демонстрационный экран;
учебник "Русский язык" 5 кл.
тетради, ручки, карточки для помощи слабым детям,
наклейки с солнышками
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость от общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: Веселым, интересным, чтобы мы узнали что-то новое.
Учитель: Я надеюсь, что именно таким и будет наш урок. Успехов вам и удач.
2. Чистописание
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, "Классная работа".
Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию
Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. К какой части речи относятся эти слова?
Дети: К имени существительному, так как отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
3. Сообщение темы урока
Учитель: Посмотрите на наше солнышко.
(Слайд 2).
Сколько лучиков с частями речи открыто?
Дети: Имя существительное и глагол.
Учитель: Почему не все лучики открыты?
Дети: Не все части речи знаем.
Учитель: Вы будете постепенно постигать знания по русскому языку и ознакомитесь со многими частями речи. А сегодня мы начинаем интересную работу с другой частью речи. Прочитайте (слайд 3):
И вот пошел снежок.
Какие известные нам части речи вы увидели?
Дети: Существительное (снежок). Глагол (пошел).
Учитель: А теперь прочитайте еще одно предложение (слайд 3):
И вот пошел пушистый, белый,
Холодный, мартовский снежок.
Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Какое предложение интереснее слушать и почему?
Дети: Второе предложение. Оно более выразительно и красиво. Его приятнее слушать, так как в нем описывается, какой снег.
Учитель: Выпишите слова, которые "украсили" стихотворение
(Дети выписывают слова: пушистый, белый, холодный, мартовский).
Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова?
Дети: Какой?
Учитель: Что обозначают слова, отвечающие на этот вопрос?
Дети: Признак предмета.
Учитель: Верно. Откройте учебник на с. 34 и прочитайте теоретический материал.
Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными (Слайд 4)
Какие же признаки предметов могут обозначать имена прилагательные?
Дети: Цвет, вкус, запах, размер, форма, материал (слайд 5)
Учитель: Давайте поиграем в игру "Назови признаки". Вспомните наши словарные слова. Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
4. Физкультминутка
Учитель: Встаньте. Все девочки у нас сейчас станут белочками, а мальчики будут лисами. Я буду называть признаки этих животных. Если данное слово относится к белкам, девочки встают, а если к лисам - встают мальчики.
Хищная (м), пугливая (д), хитрая (м), запасливая (д), жадная (м), ловкая (все).
5. Связь имени прилагательного с именем существительным
Учитель: Ребята, какое интересное имя у нашей новой части речи. Как вы думаете, почему его так назвали? Вы заметили, с какой частью речи употребляется имя прилагательное?
Дети: С именем существительным.
Учитель: Да, прилагательное отдельно от существительного не употребляется. Скажем: белый, маленькая. Понятно, о чем идет речь?
Дети: Нет.
Учитель: А теперь: белый снег, маленькая елочка?
Дети: Теперь понятно. Прилагательное прилагается к существительному, указывает на его признаки.
Учитель:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
(слайд 6)
Пришла морозная зима.
Лежит пушистый снег.
На санках мчится детвора,
Повсюду звонкий смех.
Найдите в стихотворении имена прилагательные и выпишите в столбик словосочетания сущ.+прил.
Взаимопроверка
6. Физкультминутка для глаз (Слайд 7)
7. Обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи
Учитель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Учитель: Скажите, а как вы можете описать зиму, какие прилагательные подберете?
(слайд 8)
Зима - снежная, холодная, морозная, суровая.
Морозы - суровые, трескучие, сильные.
Ветры - сильные, холодные.
Снег - пушистый, легкий, белый.
Учитель: А теперь посмотрите вновь на экран. Прочитайте текст "Зима" (слайд 9)
Зима
Пришла: зима. Трещат: морозы. Дуют: ветры. Всю землю укрыло: снегом.
Спишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.
(Прослушать текст 2-3 раза)
Текст какого ученика позволил вам ярко представить картину зимней природы?
Учитель:
Лес утих и поредел
Притворился дряхлым дедом,
Поседел, похолодел.
Но меня ты не обманешь
Белой шапкой снеговой.
Ты по-прежнему живой!
Да, ребята, зимой жизнь в лесу не останавливается. Каких животных можно встретить в лесу зимой?
Дети: Волка, лося, лису, зайца, белку.
Учитель: Посмотрите на экран (слайд 10). Мы сегодня уже говорили об этом зверьке.
Кто это?
Дети: Белка.
Учитель: Вы могли бы ее описать?
(Дети описывают белку).
Назовите существительные с прилагательными, которые вы бы употребили в своем рассказе
(Дети называют словосочетания)
А теперь запишите небольшой рассказ из 3-4 предложений. Опишите, как выглядит белка.
(Дети записывают предложения. Слабые ученики получают карточки для помощи:
рыжая шерсть
пушистый хвост
черные глазки
ловкий зверек)
(Приложение 1)
7. Итог урока (Слайд 11)
Учитель: С какой частью речи мы сегодня познакомились?
Дети: С именем прилагательным.
Учитель: Что обозначает имя прилагательное?
Дети: Признак предмета.
Учитель: На какие вопросы отвечает?
Дети: Какой? какая? какое? какие?
Учитель: Какую роль играют в нашей речи прилагательные? Можно ли обойтись без них?
Дети: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной. Они описывают цвет, размер, форму, поэтому легче узнать предмет.
Учитель: Сегодня мы только начали знакомиться с прилагательными. На следующих уроках мы узнаем, какие бывают прилагательные, как они изменяются, каким членом предложения являются, и еще много интересного.
А сейчас наш урок подходит к концу. Скажите, получился ли урок таким, как вы его представляли вначале?
Дети: Да, было интересно. Мы много узнали.
Учитель: Если вы считаете, что потрудились в полную силу и всё поняли, то выберите себе жёлтое солнышко и приклейте на обложку тетради. Если было что-то непонятно, то выберите синее солнышко и приклейте на обложку тетради.
Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо за работу.
8. Домашнее задание
Учитель: Дома вам предстоит творческая работа. Опишите животное, которое тоже живет в зимнем лесу. Это медведь. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше прилагательных (4-5 предложений).