Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Развитие продуктивного мышления на уроках математики в начальной школе


18 марта 2010, 16:17 | 1 969 просмотров


Известно,что в разное время вопросами мышления занимались учёные- психологи различных школ и направлений.

По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского,дети должны жить в мире красоты,игры,сказки,музыки рисунка,творчестваРазвитие творческих способностей-важнейшая задача начального образования,ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка,побуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,привычку к свободному самовыражению,уверенность в себе.

Психологами установлено,

что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются, главным образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте,хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала,как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием,когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

Б.Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. Из всего этого следует,что перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка,его творческих способностей,воспитания творческой личности в целом.

Макагонова Елена Петровна

1969 года рождения

Образование: среднее специальное

Пед.стаж: 22 года

О себе: Окончила компьютерные курсы, курсы казахского языка, курсы повышения квалификации. Место работы: сшл №5 им. М. В. Ломоносова

По выражению Выготского,творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое.Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом её является продукт, обладающий новизной. Учитель-новатор И.П.Волков пишет, что творчество младшего школьника-это создание им оригинального продукта изделия,в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания,умения,навыки,творчество,индивидуальность.В процессе творческой деятельности развиваются прежде всего творческие способности школьника,которые включают в себя развитие творческого воображения,наблюдательности,неординарного мыш ления.

В поисках новых форм и методов преподавания я ознакомилась с систеиой развивающего обучения,главной целью которого является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.Детям нравились занятия и их интерес к обучению по этой системе возрастал.

Главная цель моей работы по данной теме-научить мыслить.

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Оптимальным условием,обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе,отвечающей следующим требованиям:

1.Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной,интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности-памяти,внимания,мышления,воображения,

2.Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления:от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, кчастично-поисковым,ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явлвния с разных сторон.

3.Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления,гибкости ума,любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач, занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач, 4) решение творческих задач.

Компоную задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.Задания даю всему классу. При их выполнении оценивается только успех.Задания носят не оценочный,а обучающий и развивающий характер.

Продуктивное мышление предполагает выход за пределы имеющихся знаний.Однако именно эти знания-опора в открытии нового. Чтобы отвергать новое,отвергать уже известное,необходимо владеть этим старым,иметь достаточно широкий объём знаний.

Автор:
Е. П. МАКАГОНОВА, учитель начальных классов СШЛ №5 им. М. В.Ломоносова, г.Талдыкорган