Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

БУДУЩЕЕ – ЗА ИНТЕГРАЦИЕЙ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА


16 августа 2013, 05:49 | 1 567 просмотров



В нашей республике уже ряд лет идет процесс модернизации системы образования – послевузовского, высшего, среднего и дошкольного. Эти преобразования носят глубокий структурный характер и затрагивают не только все уровни образования, но и смежные области социума. И хотя реформы кому-то не по душе, они зашли настолько далеко, что остановка означала бы не только регресс, но и деструкцию со всеми вытекающими из этого последствиями.

Мы перенимаем западную образовательную технологию в так называемом Болонском варианте. Болонский процесс – это естественная эволюция западноевропейской модели высшего образования. Ее эффективность во многом объясняется непрерывностью накопительной эволюции в течение ряда веков, в ней отложился социально-демократический опыт ряда стран, развивавшихся на основе свободной рыночной экономики. Ее успехи обусловлены все время растущими инвестициями государства в образовательную сферу. Заметная парадигма Болонского процесса: смягчение бюрократического элемента – вертикального администрирования, развитие внутренней демократии, автономности университетов, мобильности обучаемого контингента, преподавательского состава, возможность параллельных образовательных траекторий, корпоративность в управлении, ориентация на тесное сотрудничество с предприятиями, компаниями и др.

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы ясно сформулировала наши приоритеты и стратегию на планомерное подключение к Болонскому процессу. Поскольку мы находимся в ситуации догоняющей страны, хочется сохранить позицию реалиста и выразить точку зрения, что в чем-то мы, возможно, преуспеем, в чем-то потерпим неудачу. В госпрограмме намечены все механизмы достижения желаемой цели, здесь продемонстрирована и аналитика, где показаны не только сильные стороны нашего образования, приоритеты на будущее, но и слабые моменты, хронические недостатки, раскритикована коррупция. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что для достижения искомой цели (превращение народа Казахстана в интеллектуальную нацию) необходимы сильная государственная воля, планомерно растущие инвестиции, неустанный контроль, мониторинг во всех сферах, избавление от декларативности в реальной работе, полная самоотдача не только работников образования, но и всего народа.

Между прочим, реальные инвестиции в сферу образования, в частности высшего, означают в том числе повышение заработной платы преподавателей, сокращение педагогической нагрузки, которая пока зашкаливает, освобождение их от пресса канцелярщины, отнимающей и рабочее, и творческое время, сосредоточение их усилий на ведении преимущественно одной или двух дисциплин, на воспитательной и учебно- методической работе. Государственной программой все это декларируется, но будет ли осуществлено? Нам нужно воспитывать и развивать креативную, волевую личность, всемерно заинтересованную в результатах педагогического труда и имеющую все возможности для поисковой творческой деятельности.

Один из важнейших факторов, оказавших глубокое влияние на научно- производственный, интеллектуальный прогресс ведущих стран мира – это интегрированная связь между наукой, производством и образованием. Опыт США, Японии, Южной Кореи и других развитых стран показывает, что такая интеграция возможна прежде всего в исследователь¬ских университетах, которые обладают качествами, позволяющими более активно участвовать в социально-экономическом развитии своей страны. Они делают это, своевременно откликаясь на кадровый заказ корпораций, фирм, на потребность в новейшей технике и инновационных технологиях. Ведущие университеты этих стран благодаря интеграции с производством сформировали большие финансовые ресурсы, они опосредованно связаны с рыночной экономикой, гибко реагируя на колебания конъюнктуры. Понятно, что подготовленные исследовательскими университетами квалифицированные кадры, превентивно встроенные в сферу рынка и производства, инновационные разработки, перспективные открытия и изобретения, достигнутые в этой сфере, – это то, что всегда высоко востребовано в динамическом, открытом обществе.

Образовательная стратегия нашей республики подразумевает в качестве приоритета ускоренное развитие партнерства между наукой, производством и образованием. “Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики”, – сказано в государственной программе. Вместе с тем в ней говорится о слабости этой сферы в нынешней системе образования нашей страны, об исторической обусловленности этого системного недостатка.

Какие меры принимаются для решения этой узловой проблемы? На данном этапе ведущие национальные университеты трансформируются в исследовательские, им переданы некоторые научно-исследовательские институты, входившие раньше в госструктуры и в систему Национальной академии наук; на более высокий функциональный уровень поднимается партнерство между университетами и производственной сферой, особенно в области заказа и подготовки конкурентоспособных кадров; усиливается материально-техническая (лабораторно- исследовательская) база в вузах.

Предусмотрено создание конструкторских бюро, проектных организаций; улучшаются условия для прохождения профессиональной практики и послевузовской стажировки и т.д. Тем не менее, всего этого недостаточно для подъема интеграции науки, образования и производства на качественно новый уровень, для получения результатов, влияющих в целом на развитие человеческого капитала, на накопление интеллектуальных ресурсов нации.

Необходимо учитывать опыт не только развитых стран, но и наших соседей с их перспективными проектами. В частности, немалый потенциал заключен в информационных электронных порталах, которые создаются университетами для производителей (один из примеров – Томский университет). Электронно-коммуникационные порталы позволяют предприятиям провести свой мониторинг на тему подготовки необходимых специалистов, интересных исследований и появления инновационных технологий. Единая электронная библиотека для всех вузов республики, единые коммуникационные порталы для производителей позволили бы решить часть проблем, которые неизбежно актуализируются с течением времени. Таким образом, необходимо стратегическое партнерство сторон (вузов и предприятий), общей целью которого является развитие человеческого капитала и поднятие всей гуманитарной и технической сферы государства на качественно иной уровень.

Современная кредитная технология преподавания дисциплин в университетах, вошедших в Болонский процесс, хорошо интегрируется с проектно- поисковой методикой обучения. Конечно, проектно-поисковая методика является лишь одной из многих инновационных, тем не менее с учетом ее потенциала можно было бы предусмотреть выделение большего количества кредитов на дисциплины, которые преподаются по этой системе. Вузы, идущие в фарватере совершенствования интеграции науки, образования и производства, предлагают такие формы, как бизнес-инкубаторы, корпоративные олимпиады и другие методы, которые позволяют интенсифицировать стратегическое партнерство университета и предприятия.

В идеале предприятие еще до окончания студентом или магистрантом университета должно знать, как подготовлен будущий специалист, какими индивидуальными качествами обладает человек, который придет работать. В свою очередь, студент или магистрант еще до окончания университета должен знать место своей будущей работы, ее характер, специфические особенности. Он должен понимать, что история его обучения на виду, она контролируется потенциальным заказчиком. Все это – сфера серьезной мотивации обучения. Понятно, что предприятие должно иметь право выбора лучших выпускников, уже в процессе учебы продемонстрировавших свои поисковые, творческие способности и деловые качества. В ведущих исследовательских университетах мира производство уже начинается на факультетах. Мы должны выстроить эту схему реального производственного обучения у себя, внед¬ряя передовой опыт. И это только один аспект интенсификации образовательной сферы. Другой аспект, не менее важный, – превратить исследовательские университеты в серьезный источник такой продукции (влияющей на национальный валовой продукт), как новые технологии и инновационные разработки.

Талантливых людей с пытливым творческим умом немало и у нас, и мы не должны мириться с утечкой умов. А для этого нужно не только перестраивать сферу образования, науки и производства, но и развивать полноценное гражданское общество.

Автор:
Аслан ЖАКСЫЛЫКОВ