Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ


18 марта 2010, 16:28 | 2 467 просмотров


Школьная практика показывает, что даже при совершенной методике обучения успех в работе достигается только при условии учета индивидуальных особенностей учащихся.

Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, на своих уроках математики я организую дифференциацию учащихся внутри класса. Для этого в пятом классе, в начале учебного года, провожу диагностирующую работу: исследование знаний путем бесед, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определенной системы вопросов и заданий, рассчитанных на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.

Учитывая уровень знаний, я выделяю в классе три типологические группы учащихся, условно называя их - первая, вторая, третья группы. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приемами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. Ко второй группе относятся ребята, имеющие положительное отношение к учебе, но слабо владеющие приемами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. К третьей группе относятся ребята, имеющие отрицательное отношению к учению и не владеющие приемами учебного труда.

В соответствии с этим с помощью дифференцированных форм учебной деятельности я реализую на уроках следующие цели:

- С учащимися первой группы - расширение и углубление знаний, формирование умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету; развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

- Второй группы - ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы; Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой и над задачей.

- Третьей (слабой) группы - ликвидация пробелов в знаниях, умениях; пробуждение интереса к предмету путем использования игровых элементов.

На своих уроках большое внимание я уделяю работе с учебником, которую провожу постоянно. Сначала это дается с трудом: дети, прочитав фразу, абзац, не могут выделить в них главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником вести систематически, то появляются результаты - ребята, особенно сильные, внимательно читают, быстро находят ответы на вопросы. Например, изучая в 5 классе тему «Обыкновенные дроби», я даю задание - прочитать текст учебника, затем: первой и второй группе - составить вопрос к прочитанному, а третьей группе - выучить наизусть определение.

При подготовке и проведении зачета я часто практикую работу в парах постоянного состава, где сильный ученик сидит со слабым или средним учеником. Они вместе повторяют нужный материал. Слабые ученики консультируются с сильными по вопросам, которые вызывают затруднения. Зачеты провожу на спаренных уроках. Во время зачета мне помогают ученики-консультанты - учащиеся первой группы. У них зачет принимаю сама, а затем они помогают принимать зачет у ребят второй и третьей групп. Такая форма проведения зачета позволяет учащимся «раскрыться», сравнить и оценить свои знания и знания одноклассников.

При задании домашнего задания, для учащихся третьей группы даю консультацию. На это уходит 2-3 минуты, но зато есть результат - меньше списывания, больше самостоятельности.

Формированию положительного отношения к учению способствуют и разнообразные дидактические игры. К примеру, математическое лото, которое использую при повторении, закреплении, а также деловые игры. Нравится ребятам работать с управляемыми самостоятельными работами, в которых закодированы ответы.

Конечно, нельзя сказать, что работа в разноуровневых группах достаточна во всех отношениях, однако, я вижу в ней смысл. Ребята более активны, ответственнее относятся к учебе, повышается интерес к предмету. Они принимают активное участие в школьных олимпиадах.

Автор:
И.А.Большакова, учитель математики СШГ.16 г.Талдыкорган