Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВННОЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА


29 августа 2013, 09:17 | 1 339 просмотров



УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ И ГОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ! Дорогие коллеги!Сегодня нам предстоит подвести итоги работы, выявить перспективы, проблемы и пути их решения, определить предстоящие задачи.

Реализация Государственной программы развития образования на 2011- 2020 годы начата успешно.

Мы продвинулись вперед по всему спектру направлений, в этом большой труд всего педагогического сообщества.

Наши достижения подробно изложены в Цифровом докладе, он вам роздан.

Очень полезные аналитические материалы и статистика по всем уровням образования и регионам представлены в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования.

Ознакомиться с ним рекомендую всем педагогам и, тем более, руководителям.

Поэтому в своем выступлении остановлюсь только на ключевых задачах, которые нам предстоит решать в ближайшей перспективе.

Прежде всего, о дошкольном воспитании.

Здесь сделано многое.

Назову только один интегральный показатель – благодаря совместной работе Министерства и МИО задачи Программы «Балапан», поставленные на 2014 год, уже выполнены с большим опережениеми достигнут охват71,5%.

Эта программа будет продолжена, чтобы к 2020 году выйти на 100%-ный охват детей.

Данная программа дала совершенно новые возможности не только для государственного строительства дошкольных учреждений, но и для развития государственно-частного партнерства.

В результате сеть частных детсадов выросла в 3 раза.

Развиваются такие формы ГЧП, как концессии, безвозмездная передача построенных детсадов местным органам, иностранные и частные инвестиции, и другие.

Нашему Министерству совместно с МИО надо продумать еще более четкую нормативную базу по открытию детсадов.

А МИО – расширить информационную работу по разъяснению надежности и привлекательности механизмов ГЧП.

Теперь настало время сконцентрироваться еще на одном важнейшем вопросе – перейти на новое качество дошкольной подготовки.

Она должна базироваться на личностно- деятельностной парадигме и технологиях.

Обновлять ее мы должны на новой основе.

Во-первых, осваивать мировой опыт перехода к раннему обучению детей.

Апробировать его, создавать отечественные наработки – это пока наше слабое звено, на что указывают международные эксперты.

В чем-то с ними можно согласиться – мы еще слабо используем особуюсензитивность детей.

В данной связи одним из важнейших направлений становится развитие полиязычной подготовки уже с дошкольного возраста.

Сейчас уже отобраны 200 детских садов, которые станут экспериментальными площадками по раннему изучению языков.

Во-вторых, на новом уровне надо осваивать современные мультимедийные технологии, развивающие игры, обучающие программы.

В-третьих, вся методология и содержание дошкольной подготовки должны быть хорошо увязаны с переходом на 12-летнее среднее образование – то есть, обеспечить четкую преемственность обучения.

Следующее направление – среднее образование.

Здесь самая принципиальная задача – подготовка к переходу на 12-летнее обучение.

В этой связи особое значение имеет развитие материально- технической базы.

Прежде всего, ликвидация 3-сменных и аварийных школ – об этом поручении Главы государства мы уже не раз говорили.

Но работа идет медленно, мы долго раскачиваемся.

И я прошу обратить внимание МИО на то, что в целом по стране остается высоким дефицит ученических мест (73,5 тыс.).

Перевод школ в разряд аварийных осуществляется без какой- либо системы, без их опережающего ремонта, слабо идет поиск местных резервов на это дело.

Позавчера на совещании под председательством Премьер- Министра была жесткая критика в адрес Министерства и акимов областей по данному вопросу.

Есть поручение главы Правительства провести полный анализ в разрезе каждой школы, каждого района и региона по аварийным и трехсменным школам, пищеблокам, Фонду всеобуча, подвозу детей.

Министерству образования необходимо создать комплексную комиссию, выработать критерии и обеспечить такой анализ.

Чтобы мы могли доложить его результаты в Правительство к 1 ноября.

Еще об одном.

Не везде одинаково идет обеспечение предметными и мультимедийными кабинетами.

Здесь есть явно отстающие области, где обеспеченность в 1,5-2 раза ниже, чем по стране.

Местным исполнительным органам надо срочно ликвидировать это отставание.

И обратить еще больше внимания на поддержкуМКШ и развитие ресурсных центров.

В МКШ у нас обучаются 15% школьников, но их сеть составляет 56% от общего числа школ – это объективный фактор.

Для развития МКШ надо и нам, и местным органам еще раз продумать, как подбирать хороших педагогов, как их стимулировать, как создавать лучшие условия для учеников.

Есть хороший международный опыт – это, к примеру, особое материальное стимулирование учителей МКШ, рациональный подвоз учащихся, широкое использование ИКТ-технологий, и т.д.

Надо все это анализировать и перерабатывать для наших условий.

И, конечно, все лучше готовить учителей для МКШ – по двум и более предметам, по совмещенным классам и т.д. – это должно стать особой заботой ректоров педвузов.

Со своей стороны, Министерство будет совершенствовать номативно-методическую базу.

Уважаемые коллеги!

Есть целый ряд застарелых проблем, о которых я не могу не сказать.

Прежде всего они касаются оплаты труда и стимулирования учителей, классных руководителей, методистов.

О многих из них мы говорили на расширенной коллегии Министерства.

Хочу доложить, что эти вопросы будут комплексно решаться при внедрении к 2015 году подушевого финансирования со специальными механизмами стимулирования.

Такое решение принципиально принято.

В этом учебном году мы начнем пилотный эксперимент.

Нам нужно его провести очень эффективно.

Понять все минусы и плюсы в этой реформе.

Полагаю, что с вашей помощью мы учтем все нюансы.

Далее.

По-прежнему для нас всех актуален вопрос повышения статуса педагога.

Вы знаете, что для решения этой проблемы мы начали реформу системы повышения квалификации учителей, увязав рост уровня профессионализма с соответствующим ростом оплаты труда.

Организованы 3-месячные курсы по Кембриджской технологии.

Это большая возможность для повышения квалификации на уровне мировых стандартов!

К их прохождению наши учителя должны быть подготовлены, внутренне настроены на освоение совершенно новых подходов.

Кембриджские и другие самые передовые технологии обучения мы должны внедрять и в действующие 2-недельные курсы повышения квалификации.

На этой основе мы должны выйти на новую модель карьеры учителя, напрямую связанную с качеством его работы.

И над решением такой задачи министерство сейчас активно работает.

Еще один новый инструмент в сфере образования, который нам надо развивать – это независимая сертификация специалистов на основе профстандартов.

Я считаю принципиально важным внедрить ее как для молодых педагогов, оканчивающих вузы, так и для учителей, повышающих квалификацию.

Почему?

С переходом на 12-летнее обучение изменится и содержание образования.

И практикующие учителя не должны отставать, должны идти в ногу со временем.

Одна из главных целей такого перехода, определенная Главой государства – интегрировать в образование ведущие достижения мировой практики.

Важную роль в этом играет трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.

И мы будем как можно больше вовлекать педагогов в этот обмен передовым мировым опытом.

Еще одно важное направление смены содержания образования – массированная компьютеризация жизни человечества.

Это глобальная тенденция.

И она уже ворвалась в жизнь наших детей – через интернет, социальные сети, принципиально новые информационные и коммуникативные технологии.

Конечно, мы стремимся не отставать от времени, внедряем проект электронного обучения, который скоро охватит все школы.

Но этого мало.

Ведь новые технологии коммуникаций не только дают доступ к новой информации – они меняют само мышление людей.

И наши дети в новом цифровом пространстве уже плавают «как рыба в воде».

Давайте честно ответим на вопрос – многие ли учителя в этом деле способны не отставать от детей?

К сожалению, далеко не все – это факт.

И он может привести к системной перестройке детского самосознания – от стремления следовать по жизни за учителем к ориентации на познание жизни через виртуальное пространство.

А там воздействие далеко не однозначное – наряду с огромными объемами действительно ценной информации много ошибочного и даже намеренно ложного.

Присутствуют и методы целенаправленной и деструктивной обработки молодого сознания.

И как это пространство «отформатирует» наших детей, предсказать очень трудно.

Поэтому я обращаюсь к каждому из вас!

Сегодня каждый педагог должен, во- первых, на серьезном уровне владеть современными сетевыми технологиями коммуникаций и информации.

Во-вторых, на собственном опыте знать достоинства и недостатки виртуального пространства.

В-третьих, уметь воспитывать в детях не потребительский, а осмысленный подход к таким технологиям, развивать новое мышление.

И, наконец, активно использовать такие технологии в выполнении своей педагогической миссии.

Это задача очень непростая.

Но думаю, вы все понимаете ее важность.

Уважаемые коллеги!

Не могу не отметить еще ряд трудностей, которые у нас есть в качестве обучения и над решением которых мы должны вместе работать.

Недавно мы запустили новую систему национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся.

И она дала неутешительные результаты – низкий уровень умений рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы.

Это, к сожалению, подтверждается исследованиями PISA иTIMSS.

То есть, несмотря на то, что мы вводим в действие новую методологию, на местах мало что меняется.

По-прежнему идет ориентир на чисто «знаниевый» подход, а умение применять эти знания не развивается.

Это подтверждается и низкими результатами ЕНТ по решению логических заданий.

Чтобы системно сдвинуться с этой «мертвой точки», уже немало сделано.

Принят Национальный план развития функциональной грамотности.

На базе мирового опыта подготовлены проекты новых ГОСО.

В них впервые в нашей практике стандартизовано не содержание предметов, а требования к уровню подготовки школьников.

И я хотел бы обратить внимание всех педагогов – именно в этом направлении нам особенно надо продвигаться вперед.

Далее.

Нас беспокоит обстановка в сфере ТиПО, которое для выпускников 9-х классов должно обеспечивать, наряду со специальностью, полноценное среднее образование.

Однако этого нет.

Мы уже 2 раза провели КТ для выпускников ТиПО, поступающих в вузы, и результаты не радуют.

Только 30% преодолели пороговый балл, тогда как выпускники школ прошлых лет, также сдававшие КТ, показали 60%.

То есть, среднее образование в ТиПО дается хуже, чем в школах.

Эту ситуацию нужно нам совместно и МИО изучить и преодолеть.

Давайте детально посмотрим, что влияет на качество среднего образования в ТиПО, какой там уровень и статус педагогов, преподающих школьные предметы, какое отношение студентов к обучению?

Сегодня при вас поручаюКомитету контроля совместно с регионами и педагогическими ассоциациями детально в этом разобраться и предложить соответствующие меры.

Вообще, сформированная по поручению Президента страны на национальном уровне вертикаль контроля должна стать хорошим каналом обратной связи МИО с Министерством.

И быть основой для постоянного совершенствования учебного процесса.

Думаю, что и все вы, ведущие педагоги страны, кровно заинтересованы, чтобы была живая связь – от каждой школы и каждого учителя до Министерства, и обратно.

Только так мы с вами сможем творчески и совместно развивать то, чему посвятили свою жизнь – обучение молодежи.

И есть положительные результаты такой работы, как например, с изучением казахского языка.

Так, увеличилась не только его массовость и расширилась зона применения, но и качество постепенно поднимается.

В частности, средний балл ЕНТ по казахскому языкув школах с русским языком обучения стал выше, чем по всем другим обязательным предметам.

Это радует, ведь казахский язык является нашим духовным стержнем и основой национальной идентификации.

Данную сферу мы должны держать на особом контроле.

Сейчас мы развиваем полиязычное образование.

Вы знаете, что трехъязычие определено Главой государства как один из приоритетов развития страны.

С этого года мы вводим английский язык с 1 класса.

Мы должны в тесном диалоге с педагогическими ассоциациями, родительской общественностью смотреть, как идет этот процесс, каково качество обучения, какие меры нам нужны для улучшения обучения и как своевременно корректировать учебный процесс.

Приведу еще один важный пример необходимости диалога с общественностью.

Довольно большое число педагогов считает, что если ребенок не усваивает материал, то это проблема не школы, а самого ребенка и его родителей.

И они зачастую обращаются за помощью репетиторов, но не к учителям своей школы.

Такое отношение надо в корне менять, об этом нам говорили и международные эксперты.

Поэтому в каждой школе, в каждом районе и городе нужны конкретные меры и действия, ориентированные на учащихся с низкой успеваемостью.

Со своей стороны, Министерство обязано оказать, и окажет необходимую методическую помощь.

И еще важный момент.

Мы должны изживать негативные проявления в обучении.

Вы их сами прекрасно знаете.

Я говорю прежде всего о волоките в работе с родителями, встречающемся вымогательстве при устройстве детей, приписках контингента, и т.д. – это не красит нашу систему.

И Министерство без вашей поддержки самостоятельно не может решить эти проблемы.

Необходима наша совместная работа.

И прежде всего понимание нашей ответственности, ответственности каждого педагога, сотрудников управлений и департаментов на местах.

Вы же на самом переднем участке!

И здесь нужна ваша самая бескомпромиссная позиция.

О подобных вещах мы говорим с особой болью.

И это относится ко всем уровням образования.

Такого быть не должно.

Потому что такие вещи подрывают доверие к нашей большой работе, негативно влияют на восприятие обществом происходящих позитивных перемен.

Теперь мне хотелось бы вернуться к разговору о ТиПО.

Главным ориентиром его развития должно быть соответствие подготовки кадров потребностям экономики.

Это аксиома, и думаю, все вы с ней согласны.

Но до последнего времени это была только теория, достаточно далекая от практики.

Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на значительные усилия Министерства и МИО, эта система с удовлетворением запросов экономики явно не справляется.

В течение многих лет она практически наполовину работала как подготовительные курсы для льготного поступления в вузы.

Думаю, вам известно, что максимум потребности современной экономики лежит в сфере ТиПО – такие специалисты нужны более чем в 50% случаев, они – основа реальной экономики.

У нас же за счет массового перетока в вузы картина получалась совсем иной – с ТиПО шли работать только 30% молодежи.

Это дало дисбаланс рынка труда – явный недостаток квалифицированных рабочих и техников, о котором говорят все работодатели.

Введение КТ несколько исправило ситуацию.

И это справедливо – идти в вуз надо с хорошей базовой подготовкой и на конкурсной основе – об этом сказано в Конституции.

Безусловно, введение КТ со временем поднимет качество подготовки в колледжах.

Но этим нельзя ограничиваться, вопрос надо решать гораздо глубже.

То есть вернуть ТиПО звание главного поставщика трудовых ресурсов для экономики.

Это задача очень непростая.

Во-первых, надо менять менталитет самих колледжей – работать в первую очередь на реальные кадровые потребности региона.

Во-вторых, повышать имидж рабочего труда и менять стереотипы отношения к ТиПО.

Нужна сильная профориентационнаяработа в школах, и каждый регион должен для этого выработать свою политику, ориентированную на потребности экономики.

В-третьих, необходимо резко повысить востребованность выпускников ТиПО.

Для этого директора колледжей должны устанавливать хорошие связи с работодателями, чтобы готовить специалистов по их требованиям и эффективно трудоустраивать.

Вдумайтесь в такие цифры.

В Германии, которая славится лучшей системой профессиональной подготовки, 80% учащихся ТиПО уже при поступлении имеют контракты с будущими работодателями.

А у нас по прямым заказам работодателей обучается только 5 тысяч студентов–менее 1% контингента колледжей.

Такое положение надо кардинально менять, и во всем этом главную роль должны играть директора колледжей и местные органы.

Сейчас по поручению Президента страны мы интенсивно наращиваем дуальную модель обучения, но это только начало.

Ее предстоит существенно расширять не только количественно, но и качественно.

Вводить новые элементы дуальной системы, далеко не все из них мы пока освоили.

Нужны и новые подходы к формированию госзаказа – об этом в июне мы говорили на специальном расширенном совещании в МОН.

Надо обеспечить высокий уровень трудоустройства выпускников, заключать трехсторонние договоры, усилить мониторинг выпускников по специальностям.

Это ключевые задачи, которые нам с вами предстоит решать в самое ближайшее время.

И надо всегда держать в уме главную цель ТиПО – качественное пополнение экономики кадрами рабочих и специалистов среднего звена.

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне теперь сказать несколько слов о высшем образовании.

Достижения здесь есть и они бесспорны – в законодательном обеспечении, продвижении в мировых рейтингах, трансляции опыта Назарбаев Университета, академической мобильности, научной работе, публикациях и т.д.

Все это есть в розданных вам материалах.

Остановлюсь только на главных задачах нашей работы.

Первая – повышение качества и конкурентоспособности образования.

Будет продолжаться совершенствование содержания обучения, развитие полиязычия.

Цель – продвижение к уровню стран Европы и эффективное вхождение в мировое пространство высшего образования.

Вторая задача – избавление от вузов, дающих некачественную подготовку.

То есть, оптимизация вузовской сети, информация об этом есть в Цифровом докладе.

Третья задача – совершенствование контингента обучающихся.

Мы будем последовательно наращивать подготовку магистров и докторов PhD, в том числе и по педагогическим специальностям.

Ведь при переходе на 12-летнее образование в профильной школе (11-12 классы) должны будут работать в основном педагоги-магистры.

И очень серьезное внимание обратим на соотношение очного и заочного обучения.

Ни для кого не секрет, что заочное обучение – менее качественное.

Но у нас дошло до того, что больше половины выпускников вузов – это заочники.

О каком качестве можно говорить?

Поэтому теперь в вопросе соотношения очного и заочного контингента МОН будет занимать гораздо более жесткую позицию.

Нормативная основа для этого есть.

И мы рассчитываем на вашу поддержку.

Уважаемые коллеги!

С новым учебным годом мы связываем большие надежды, он должен заложить хорошую базу на будущее.

Ведь через 4 месяца заканчивается 3-й год реализации Госпрограммы.

За это время сделано многое – выработана новая законодательная и нормативная база.

Созданомного принципиально новых механизмов,они уже запущены или запускаются в жизнь.

По-новому мы стали готовить и повышать квалификацию кадров.

Но в Европе есть поговорка: «дьявол кроется в деталях».

В данном случае – в том, как это все будет реализовываться на местах – в каждой школе и деском саду, в каждом колледже и вузе.

Поэтому нужна четкая вертикаль распространенияположительного опыта и наших передовых наработок.

Особая роль в этом деле принадлежит директорам дошкольных организаций, школ и колледжей, ректорам вузов.

Они должны не просто знать все новое, что внедряется в образование, но и эффективно его продвигать в практику, быть главными воспитателями не только для школьников и студентов, но и педагогов своих организаций.

И, безусловно, ключевое звено – этоучителя, педагоги.

Учительский корпус нашей страны – большая сила, это самоотверженные люди, отдающие весь свой потенциал детям.

Спасибо вам за ваш труд!

И мы должны сделать все, чтобы вооружить этих замечательных людей современными знаниями, методологией, возможностями и стимулами.

Пусть каждый педагогический коллектив найдет самые верные пути воплощения новых идей.

Поздравляю с наступающим учебным годом!

Желаю вам творчества и вдохновения, способных и благодарных учеников!

Благодарю за внимание.

Автор:
Б.Т. ЖУМАГУЛОВ Министр образования и науки РК доклад на августовской конференции работников образования г.Астана, 23 августа 2013 г