Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


21 сентября 2013, 07:25 | 2 062 просмотра


Цели:

• повторить изученный ранее

материал об имени существительном,

углубить знания учащихся, познакомить со

значением и морфологическими признаками

имени существительного как части речи;

• формировать умение составлять

рассказ об имени существительном

в форме научного описания, умение

доказать принадлежность слова к имени

существительному в форме рассуждения,

умение находить имена существительные

в тексте и определять их морфологические

признаки и синтаксическую роль; формировать

навык правильного произношения; развивать

орфографическую зоркость, речь учащихся;

• способствовать воспитанию

бережного отношения к книгам, чувства

ответственности при работе в группах.

Оборудование:

• мультимедийный проектор,

• карточки с заданиями,

• слова для орфоэпической работы,

• схема для гимнастики глаз,

• рисунки (дерево, символизирующее

"имя существительное", настроение-пейзаж),

• эскизы дерева "имя

существительное".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и углубление изученного

материала.

1. Беседа.

- С каким разделом науки о языке вы

познакомились на предыдущем уроке?

- Что изучает морфология?

- Вспомните, пожалуйста, какие группы

частей речи вы знаете? (самостоятельные,

служебные, междометия)

- Посмотрите, на благодатной почве

самостоятельных частей речи выросло

дерево.

Презентация.

Слайд 1

- Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- Правильно, это имя существительное.

Слайд 2

2. Работа в тетради.

- Запишите в тетради сегодняшнее

число, классная работа и тему урока (Имя

существительное как часть речи).

Слайд 3

3. Речевая зарядка.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное - хлеб языка.

- Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните

постановку тире.

- Объясните значение слова "хлеб".

Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в

жизни людей. Объясните значение слова

"язык".

- Что значит выражение "хлеб языка".

Объясните, как вы понимаете это

высказывание.

(О справедливости этого утверждения

говорят цифры: в русском языке на каждые 100

слов приходится 40 имён существительных).

4. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы

знакомы с начальных классов. Сегодня на

уроке вы расширите свои знания об этой

части речи: познакомитесь со значением

имени существительного, выявите его

морфологические признаки и синтаксическую

роль.

5. Работа в группах.

- Вспомните, что обозначает имя

существительное?

- Чтобы выяснить, какие названия

предметам даёт имя существительное, мы

поработаем в группах. На столах у вас лежат

индивидуальные карточки. На них обозначен

номер вашей группы. Дети 1 группы,

поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова: М_локо, смелость,

мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег,

радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева,

велосипе_, пилот, с_бака, малахит,

тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в

тетрадь только те слова, которые обозначают

указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы.

Расскажите друг другу орфограмму, которую

вспомнили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам

и дружно, давая возможность каждому

высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием

ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

Слайд 4

1 группа и 6 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот,

тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь,

велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя

задание?

- Проверим, как справились с заданием

ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

Слайд 5

2 группа и 3 группа

1) названия признаков; (Смелость,

радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_

льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя

задание?

- Проверим, как справились с заданием

ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

Слайд 6

6. Орфоэпическая минутка с

грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы

отвечает имя существительное?

Слайд 8

- Давайте запишем слова в два столбика,

в зависимости от того, на какой вопрос они

отвечают, обозначим ударение, произнесём

их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель,

столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя

существительное?

7. Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для

нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка,

выполняются упражнения для снятия

напряжения в мышцах спины, рук, для

улучшения мозгового кровообращения, для

предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад;

повернулись вправо, влево.(1 раз)

III. Итог урока.

Автор:
Рузана ЕМЕЛЕВА, учитель русского языка и литературы, истории Кабанбайской сш. №3 с ДМЦ. Алакольский район.