21 сентября 2013, 07:25 | 2 062 просмотра
Цели:
• повторить изученный ранее
материал об имени существительном,
углубить знания учащихся, познакомить со
значением и морфологическими признаками
имени существительного как части речи;
• формировать умение составлять
рассказ об имени существительном
в форме научного описания, умение
доказать принадлежность слова к имени
существительному в форме рассуждения,
умение находить имена существительные
в тексте и определять их морфологические
признаки и синтаксическую роль; формировать
навык правильного произношения; развивать
орфографическую зоркость, речь учащихся;
• способствовать воспитанию
бережного отношения к книгам, чувства
ответственности при работе в группах.
Оборудование:
• мультимедийный проектор,
• карточки с заданиями,
• слова для орфоэпической работы,
• схема для гимнастики глаз,
• рисунки (дерево, символизирующее
"имя существительное", настроение-пейзаж),
• эскизы дерева "имя
существительное".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение и углубление изученного
материала.
1. Беседа.
- С каким разделом науки о языке вы
познакомились на предыдущем уроке?
- Что изучает морфология?
- Вспомните, пожалуйста, какие группы
частей речи вы знаете? (самостоятельные,
служебные, междометия)
- Посмотрите, на благодатной почве
самостоятельных частей речи выросло
дерево.
Презентация.
Слайд 1
- Угадайте, как оно называется.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
- Правильно, это имя существительное.
Слайд 2
2. Работа в тетради.
- Запишите в тетради сегодняшнее
число, классная работа и тему урока (Имя
существительное как часть речи).
Слайд 3
3. Речевая зарядка.
- Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное - хлеб языка.
- Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните
постановку тире.
- Объясните значение слова "хлеб".
Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в
жизни людей. Объясните значение слова
"язык".
- Что значит выражение "хлеб языка".
Объясните, как вы понимаете это
высказывание.
(О справедливости этого утверждения
говорят цифры: в русском языке на каждые 100
слов приходится 40 имён существительных).
4. Сообщение цели урока.
- С именем существительным вы
знакомы с начальных классов. Сегодня на
уроке вы расширите свои знания об этой
части речи: познакомитесь со значением
имени существительного, выявите его
морфологические признаки и синтаксическую
роль.
5. Работа в группах.
- Вспомните, что обозначает имя
существительное?
- Чтобы выяснить, какие названия
предметам даёт имя существительное, мы
поработаем в группах. На столах у вас лежат
индивидуальные карточки. На них обозначен
номер вашей группы. Дети 1 группы,
поднимите руки. Дети 2 группы:
1. Прочитайте слова: М_локо, смелость,
мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег,
радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева,
велосипе_, пилот, с_бака, малахит,
тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в
тетрадь только те слова, которые обозначают
указанные названия.
3. Подчеркните вставленные буквы.
Расскажите друг другу орфограмму, которую
вспомнили, выполняя задание?
- Повернулись тихо к своим товарищам
и дружно, давая возможность каждому
высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием
ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать
Слайд 4
1 группа и 6 группа
1) названия людей; (Оле _, пилот,
тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь,
велосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя
задание?
- Проверим, как справились с заданием
ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать
Слайд 5
2 группа и 3 группа
1) названия признаков; (Смелость,
радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_
льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя
задание?
- Проверим, как справились с заданием
ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать
Слайд 6
6. Орфоэпическая минутка с
грамматическим заданием.
- А помните ли вы, на какие вопросы
отвечает имя существительное?
Слайд 8
- Давайте запишем слова в два столбика,
в зависимости от того, на какой вопрос они
отвечают, обозначим ударение, произнесём
их правильно.
Кто? Что?
Алфавит, инженер, шофер, портфель,
столяр, свитер.
Вывод: на какие вопросы отвечает имя
существительное?
7. Физминутка
- А сейчас мы отдохнем с пользой для
нашего здоровья.
( Звучит релаксационная музыка,
выполняются упражнения для снятия
напряжения в мышцах спины, рук, для
улучшения мозгового кровообращения, для
предупреждения зрительного утомления.)
Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад;
повернулись вправо, влево.(1 раз)
III. Итог урока.