21 сентября 2013, 07:42 | 2 051 просмотр
Ознакомление с природой – важное
средство всестороннего воспитания детей.
В системе разнообразных знаний об
окружающем, особое место занимают знания
о явлениях неживой природы (о физических
явлениях). Законы неживой природы
присутствуют, регламентируют, оказывают
свое влияние на любую деятельность человека.
Неживая природа непрерывно воздействует
на развитие ребенка и на воспитание у него
духовно-нравственных качеств. Воспитывая
ребенка, давая ему знания, сведения о живой
природе, необходимо развивать интерес
его и к физическим явлениям. В процессе
поиска причины физического явления у детей
создаются предпосылки формирования
новых практических и умственных действий.
В повседневной жизни ребенок постоянно
сталкивается с новыми, незнакомыми ему
предметами и явлениями живой и неживой
природы, у него возникает желание узнать это
новое, понять непонятное.
Работу по формированию у детей
представлений о неживой природе мы строим,
начиная с наблюдений в повседневной жизни,
переходя затем к их обобщению в процессе
специально организованных занятий и
далее – к закреплению полученных знаний
и представлений, вновь, обращаясь для
этого к различным явлениям окружающей
жизни. Причем закреплению мы уделяем
особое внимание, используем не только уже
рассмотренные, изученные ранее, но и новые
объекты, а так же, условия, отличные от
прежних.
Организуя наблюдения, мы учитываем,
что это сложная деятельность и стараемся
помочь детям целенаправленно воспринимать
объект или явление, выделить и принять
учебную задачу, определить способы
наблюдения, выделить те свойства и качества,
которые позволят решить поставленную
задачу. Например, при знакомстве с воздухом
и его свойствами, учитывая, что дети нашей
группы уже имеют достаточный запас знаний
о воздухе и его свойствах, о том, что ветер
– воздух, то есть движение воздуха, что
человек и животные дышат воздухом, что
воздух необходим для всего живого на земле,
мы пытаемся создать условия для большей
самостоятельности, организуем ситуации для
наблюдений, направляем поиск вопросами или
собственными предположениями: «Есть ли на
улице ветер, расскажите, как вы узнали?..».
Мы стараемся постоянно обращать внимание
на то, что холодно на улице или тепло. Дети
объясняют, почему на улице холодно, а им
тепло. Так они подходят к новому «открытию»:
людям не дает замерзнуть воздух – он
сохраняет их тепло. Во время сборов на
прогулку мы обращаем внимание на одежду-
меховую и шерстяную, рассказываем, что
между шерстяными нитками, ворсинками меха
есть воздух. Дети отмечают, что в сильные
морозы надо надевать больше шерстяных и
меховых вещей (шубы, дубленки), а в более
теплые дни – пальто и куртки.
Познакомившись с разными видами
термометров, их видами и предназначением,
при изучении тепловых явлений дети
измеряют температуру воды, воздуха,
сравнивают и отмечают результаты в
календаре. Для обобщения знаний мы
проводим занятия о временах года,
обсуждаем конкретные явления, вспоминаем
характерные особенности живой и неживой
природы, обобщаем представления о долготе
дня в разное время года ,о превращении воды
в лед и льда снова в воду, в пар, в облака;
выясняем условия роста растений, причины
того, что одни птицы (перелетные) улетели,
а другие(зимующие) остались, но о них
надо позаботиться ; как разные животные
приспосабливаются к природным условиям;
обобщаем представления о труде людей в
природе в разное время года.
Для того, чтобы наблюдения проводились
не только в детском саду, мы проводим
беседы, консультации с родителями,
подготавливаем наглядную информацию,
помогающую взрослым помочь ребенку
обращать внимание на те или иные природные
явления. Предлагаем задания, которые дети
могут выполнить по дороге в детский сад или
домой, во время самостоятельных прогулок,
помогая родителям на даче, огороде.
Подобные формы работы очень важны, так
как позволяют привлечь личный опыт ребенка,
помочь ему осмыслить и обогатить его. Ценно
и то, что в этом процессе участвует семья.