Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ»


21 сентября 2013, 07:42 | 2 051 просмотр


Ознакомление с природой – важное

средство всестороннего воспитания детей.

В системе разнообразных знаний об

окружающем, особое место занимают знания

о явлениях неживой природы (о физических

явлениях). Законы неживой природы

присутствуют, регламентируют, оказывают

свое влияние на любую деятельность человека.

Неживая природа непрерывно воздействует

на развитие ребенка и на воспитание у него

духовно-нравственных качеств. Воспитывая

ребенка, давая ему знания, сведения о живой

природе, необходимо развивать интерес

его и к физическим явлениям. В процессе

поиска причины физического явления у детей

создаются предпосылки формирования

новых практических и умственных действий.

В повседневной жизни ребенок постоянно

сталкивается с новыми, незнакомыми ему

предметами и явлениями живой и неживой

природы, у него возникает желание узнать это

новое, понять непонятное.

Работу по формированию у детей

представлений о неживой природе мы строим,

начиная с наблюдений в повседневной жизни,

переходя затем к их обобщению в процессе

специально организованных занятий и

далее – к закреплению полученных знаний

и представлений, вновь, обращаясь для

этого к различным явлениям окружающей

жизни. Причем закреплению мы уделяем

особое внимание, используем не только уже

рассмотренные, изученные ранее, но и новые

объекты, а так же, условия, отличные от

прежних.

Организуя наблюдения, мы учитываем,

что это сложная деятельность и стараемся

помочь детям целенаправленно воспринимать

объект или явление, выделить и принять

учебную задачу, определить способы

наблюдения, выделить те свойства и качества,

которые позволят решить поставленную

задачу. Например, при знакомстве с воздухом

и его свойствами, учитывая, что дети нашей

группы уже имеют достаточный запас знаний

о воздухе и его свойствах, о том, что ветер

– воздух, то есть движение воздуха, что

человек и животные дышат воздухом, что

воздух необходим для всего живого на земле,

мы пытаемся создать условия для большей

самостоятельности, организуем ситуации для

наблюдений, направляем поиск вопросами или

собственными предположениями: «Есть ли на

улице ветер, расскажите, как вы узнали?..».

Мы стараемся постоянно обращать внимание

на то, что холодно на улице или тепло. Дети

объясняют, почему на улице холодно, а им

тепло. Так они подходят к новому «открытию»:

людям не дает замерзнуть воздух – он

сохраняет их тепло. Во время сборов на

прогулку мы обращаем внимание на одежду-

меховую и шерстяную, рассказываем, что

между шерстяными нитками, ворсинками меха

есть воздух. Дети отмечают, что в сильные

морозы надо надевать больше шерстяных и

меховых вещей (шубы, дубленки), а в более

теплые дни – пальто и куртки.

Познакомившись с разными видами

термометров, их видами и предназначением,

при изучении тепловых явлений дети

измеряют температуру воды, воздуха,

сравнивают и отмечают результаты в

календаре. Для обобщения знаний мы

проводим занятия о временах года,

обсуждаем конкретные явления, вспоминаем

характерные особенности живой и неживой

природы, обобщаем представления о долготе

дня в разное время года ,о превращении воды

в лед и льда снова в воду, в пар, в облака;

выясняем условия роста растений, причины

того, что одни птицы (перелетные) улетели,

а другие(зимующие) остались, но о них

надо позаботиться ; как разные животные

приспосабливаются к природным условиям;

обобщаем представления о труде людей в

природе в разное время года.

Для того, чтобы наблюдения проводились

не только в детском саду, мы проводим

беседы, консультации с родителями,

подготавливаем наглядную информацию,

помогающую взрослым помочь ребенку

обращать внимание на те или иные природные

явления. Предлагаем задания, которые дети

могут выполнить по дороге в детский сад или

домой, во время самостоятельных прогулок,

помогая родителям на даче, огороде.

Подобные формы работы очень важны, так

как позволяют привлечь личный опыт ребенка,

помочь ему осмыслить и обогатить его. Ценно

и то, что в этом процессе участвует семья.

Автор:
Е. А. БОДНАР. воспитатель детского сада № 42 г. Талдыкорган.