Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ


26 октября 2013, 06:52 | 1 320 просмотров


Активный словарь человека — это сово¬купность слов, которыми он пользуется в ре¬чи. Пассивный словарь — слова, которые го¬ворящий понимает, но сам не употребляет в речи.

Расширение запаса слов у детей — одна из наиболее важных задач воспитания. Уточне¬ние и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мыш¬ления: чем богаче словарь ребенка, тем точ¬нее он мыслит, тем лучше развита его речь. А ведь школа предъявляет серьезные требо¬вания к речи выпускников детского сада.

Беседы с детьми подготовительной группы, наблюдения за их речью на занятиях и в по¬вседневной жизни показали, что только у 50% детей достаточен активный словарь и они хо¬рошо владеют речью. Другие ребята часто не¬правильно употребляли слова, недостаточно верно понимали их смысл, редко использова¬ли прилагательные, речь их отличалась бед¬ностью и невыразительностью. Были также дети, которые хорошо понимали обращенную к ним речь, но сами не умели четко и ясно выразить свою мысль, на вопросы отвечали односложно и невнятно.

Мы поставили перед собой задачу: помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей, расширить и обога¬тить активный. А усвоить новое слово — зна¬чит свободно и правильно пользоваться им в речи.

Главный источник обогащения и активиза¬ции словаря детей — их личный жизненный опыт, наблюдения за окружающим: жизнью людей и природы.

Художественная литература, предметы и явления природы, наблюдения, дидактиче¬ские игры — все это являлось средствами, которые мы использовали для расширения словарного запаса дошкольников.

Каждое новое слово, с которым мы знако¬мили детей, вводилось не изолированно, а в определенном контексте (причем вначале в своем прямом значении и лишь затем в пере¬носном) и обязательно поэтапно.

Сначала мы разъясняли значение слова, за¬тем уточняли его, активизировали слово в ус¬тной речевой практике ребенка: прививали умение точно и быстро употреблять слово и его формы в связной речи. Для словарной работы использовали раз¬личные методы и приемы:

наглядные (наблюдения, демонстрации фильмов, наглядный материал: иллюстрации, печатные игры, рассматривание картин, иг- рушек) ;

словесные (чтение и пересказ литературных произведений, заучивание их наизусть, состав¬ление детьми загадок);

игровые (словесные игры и упражнения на занятиях и вне их, во время прогулок и наб¬людений) .

Одно из эффективных средств обогащения и активизации словаря детей — знакомство с художественной литературой.

Произведения А. Пушкина, Н. Некрасова," Ф. Тютчева, Б. Житкова, С. Баруздина на¬сыщены словами, которые хотя и понятны де¬тям, но остаются в их пассивном словаре: бразды, берег, удел, гласят, силки, хата, гон¬цы, порт, рейс, обвал, насос. Вот почему при разучивании с детьми всех этих произведе¬ний мы старались донести до их сознания зна¬чение каждого слова, "Вот пример, того, как позднее дети объясняли некоторые из этих слов.

Данил. Гонцы (стихотворение Ф. Тютчева! «Весенние воды») — это такие быстрые люди, которые передают вести быстро, быстрее телеграммы. А в этом стихотворении с гон¬цами сравниваются ручьи, они журчат, бегут и всем напоминают о весне.

Для словарной работы мы нередко использовали сказки, добивались от детей точного запоминания некоторых слов и словосочетаний («Утро вечера мудренее», «стали жить - поживать да добра наживать», «девица - красавица» и т. д.), старались ввести их в активную речь детей.

В результате речь детей становилась все более меткой, живой, красочной. Игры - драматизации еще больше помогали ребятам усваивать образный язык сказок, приучали и повседневной жизни использовать различные сравнения, эпитеты, гиперболы, метафоры.

Вот как, например, сказалось на речи детей влияние сказочного языка.

Андрей. (Творческий рассказ.) В одном домишке жил маленький щенок по имени Пиф. Он очень любил играть, но у него было ни одной игрушки. Пошел он однажды далеко- далеко в дремучий лес. Идет он, куда ноги ведут, куда глаза глядят. И вдруг увидел просвет между деревьями и вышел на зеленую лужайку к ручью. Там Пиф нашел мячик, но он был грязный. Щенок помыл в ручье и пошел домой. Идти домой ему было не страшно: вдвоем с мячом идти было веселее, хотя он и не знал дороги. Он свернул вправо и скоро вышел на знакомую тропинку. Она привела его к родному домику, на котором стояла надпись «Барбосик Пиф». С тех пор Пиф никогда не расставался с мячом.

В своей работе с детьми мы использовали такой прием, как составление и придумы¬вание загадок.

Но вначале мы научили детей отгадывать загадки, а для этого пришлось обучить их умению наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Кроме того, пополняя знания ребят об окружающем мире, мы старались тщательно продумывать предстоящие наблюдения, опирались не толь¬ко на свой личный словарный запас, но и всячески использовали устное народное творчество, образцы мастеров поэтического слова.

Так, после отгадывания загадки «Белой скатертью все поле покрыто» спрашивали детей: «Как говорится в загадке про снег? На что он похож? Как еще можно сказать про снег?»

Имея опыт наблюдений и используя, знако¬мые образные выражения, они отвечали, что он похож на великолепный ковер, на белую скатерть, на пласт ваты и т. д.

Чтобы показать, что ответы детей удачны и выразительны, предлагали новые загадки про снег:

Одеяло бело

Не руками сделано,

Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось.

И всегда спрашивали: понравилась ли загадка и почему? Что в ней интересного? Что трудно и непонятно? Что плохо запоминает¬ся?

Когда у детей накопился достаточный опыт в разгадывании загадок, когда расширились их познавательные возможности, они научи¬лись наблюдать и поняли, что для составле¬ния загадки нужно уметь выделить наиболее характерные, существенные признаки предме¬тов, мы стали предлагать им самостоятельно придумать загадки о различных предметах и явлениях.

Составление загадок — интересный прием обогащения словаря детей. Он учит ребят ла¬конично выражать свои мысли, делает их речь живой и образной. Вначале дети с тру¬дом справлялись с заданием, но со временем увлеклись и стали придумывать действитель¬но интересные загадки.

Большое значение для проводимой словар¬ной работы имеют наблюдения в природе. На¬пример, в один из дней, наблюдая за погодой, дети отметили, что дует резкий ветер, а тучи над головой серые, темные. Все эти слова по смыслу были знакомы ребятам, но в сочета¬нии с существительными они употребляли их довольно редко.

В процессе работы по ознакомлению с ок¬ружающим и явлениями общественной жизни часто встречаются героико- патриотические сло-ва, такие, как беззаветно, вечность, Отчизна, преданно, самоотверженно. До конца осмыс¬лить значение этих слов ребятам-дошкольни¬кам, безусловно, невозможно, но тем не ме¬нее в общем контексте они их понимают. Во время работы над словами такого типа мы старались использовать аналогии и через не¬которое время обязательно проверяли, усво¬или дети эти слова или нет.

Вот как, например, объясняли ребята не¬которые из этих слов и словосочетаний:

Отчизна — это наша Родина, ее нужно крепко любить.

Беззаветно — значит, крепко любить.

Вечность — навсегда, всю жизнь.

Преданно любить — крепко любить, беречь.

Во время прогулок, экскурсий, игр, наблю¬дений мы учили детей находить нужное сло¬во; для обозначения того, что они видят, чув-ствуют.

Предлагали, например, подставить солныш¬ку руки, лицо, а затем спрашивали: «Какое сегодня солнышко?» Дети отвечали, что сол-нышко хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, веселое, и находили множество других определений.

Старались побуждать детей находить свои собственные слова и выражения для обозна¬чения виденного, спрашивали: «На что это похоже? С чем можно сравнить? Какими еще словами можно сказать об этом?»

А затем предлагали им найти свои слова о снеге, о зиме. Ребята называли снег белым, пушистым, сыпучим, блестящим, хрупким, рассыпчатым, холодным, сверкающим, ноздреватым, сравнивали его с ватой, а о зиме говорили, что она волшебница, холодная, радостная, долгожданная, вьюжная, морозная. После ответов детей прочитали еще один от¬рывок про зиму, чтобы показать, какими еще

словами можно характеризовать это время года:

Мы не случайно так часто обращались к ху¬дожественным произведениям. Во время на¬блюдений дети в наибольшей степени подго¬товлены к чувственному восприятию и пони¬манию словесных образов, и мы старались ис¬пользовать все такие моменты.

Подводя некоторые итоги проведенной на¬ми работы, мы должны отметить, что она, несомненно, повлияла на умственное, нравст¬венное, эстетическое развитие наших воспи¬танников. У детей значительно расширился кругозор и запас знаний об окружающей жизни, появился интерес к книгам, слову, и, конечно же, заметно увеличился активный словарь детей. Теперь они могли правильно и последовательно пересказать литератур¬ное произведение, составить рассказ, загад¬ку. Речь детей обогатилась прилагательными, наречиями, образными выражениями. И хо¬чется верить, что все это поможет нашим ре¬бятам успешно заниматься в школе.

Автор:
Л.Н.МУСТАФАНОВА Воспитатель детского сада №4 г.Талдыкорган