Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

БОРОТЬСЯ ВСЕМ ФРОНТОМ


26 октября 2013, 07:20 | 1 708 просмотров


С недостатками системы образования необходимо бороться дружным фронтом, считают энтузиасты. Неправительственные организации Казахстана создали общественный фронт «За развитие образования».

УЧЕНИК СТАЛ …ЛИШНИМ

Участники фронта «За развитие образования» намерены привлечь внимание общества и профильного ведомства к комплексу классических проблем школы, которые, несмотря на свою общеизвестность, не решаются. А проблем накопилось немало. И в первую очередь нарекания вызывает качество обучения.

-В результате бесконечных и непоследовательных преобразовании и реформ образовательная система потеряла связь с наукой и идеологией, перестала формировать личность ученика, учить логическому мышлению, -считает президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров. –Если в первые годы независимости мы сетовали, что выпускники школ не знают три закона диалектики три закона логики, которые раньше знал любой монтер, то уже через 10 лет они перестали отличать коммунизм от капитализма. Сегодня и того хуже: часть учеников уже вполне уверена, что вокруг чего обращается – Земля вокруг солнца или Солнце вокруг земли. Некоторые даже таблицу умножения не помнят,- констатирует он.

По мнению эксперта, низкоэффективная и забюрократизированная система государственного управления привела к выхолащиванию научного содержания учебеных програм и учебников, падению квалификации учителей и, соответственно, качества образовательтного прцесса, Отсуствие ясной и единой политики развития образования. Школьные обучение в Республике нацелено на ЕНТ, зубрежку. А образование, предполагающее развитие логического мышления и творческих способностей, отходит на второй план. Однако трудно вести речь о качественном образовании, когда учителей буквально душат проверками.

-Дошло до того, что педагогам некогда учить детей , ученик в школе стал лишним! - возмущается член республиканского общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-намыс» Ирина Смирнова . – Учителю надо отписать миллион ответов, заполнить горы бумаг и отчетов. Вместо того, чтобы как следует проводить уроки, педагоги вынуждены умащивать ревизоров и делать подарки за положительные результаты проверок. Это надо прекращать, хватит нас проверять. Учитель должен учить!

Критику общественников вызывают многие инициативы Министерства образования и науки, в частности, насильно внедряемая в школах система электронного обучения «е-learning» . Как известно, в сентябре этого года в ходе проверки Генпрокуратурой деятельности Минобразования были обнаружены факты закупки и без того дорогостоящего оборудования по завышенным ценам. В перечне недешевых покупок числилась и техника для электронной системы обучения «е-learning» : на ее покупку было потрачено 1,2 млрд тенге больше, чем предусматривалось. Участники образовательного фронта уверены: «е-learning» -лишь малая часть расточительства , МОН РК допускает куда больше неразумных трат.

-До обычной массовой школы те миллиарды, о которых говорит наше Министерство образования, не доходят, - продолжает Смирнова. – Эти деньги у нас уходят на «е-learning», на курсы повышения квалификации учителей. Один такой курс на одного учителя обходится государству в 900 тысяч тенге. Но никакой реальной пользы самому учителю он не приносит. Кроме того, бюджетные деньги расходуются на то, чтобы работал очередной департамент контроля и тому подобное. А непосредственно в самой школе наши дети получают плохого качества мебель и плохого качества питание...

По данным независимых экспертов, на школы одной только южной столицы в 2013 году выделено 57 млрд тенге, несмотря на вливание внушительных бюджетных сумм, зарплаты и социальный статус учителей остаются низкими. Меньше педагогов у нас получают разве что дворники –зарплата начинающего школьного учителя не дотягивает до 40 тыс.тенге в месяц.

НЕСТАБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как отмечает президент общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита Ускембаева, казахстанское среднее образование нельзя назвать бесплатным: - «Говорить, что у нас в стране бесплатное образование, мы не можем. В школах существуют многочисленные поборы с родителей учеников. Работают и дополнительные платные репетиторские программы по подготовке к единому национальному тестированию. ЕНТ на деле превратилось в большую кормушку. Детей готовят к нему за определенную плату, хотя все это должна делать школа. Не все дети имеют равный доступ к качественному обучению: негласно к элите относят учеников так называемых интелектуальных школ, действующих в столицах и крупных городах. Школьники из провинции довольствуются учебой в обычных школах. А для детей проживающих в отдаленных районах, аулах, дачных поселках, школы зачастую труднодоступны физически и им приходится тратить больше времени и денег, чем городским сверстникам, чтобы добраться до учебного заведения. Сельские дети порой не имеют доступа даже к учебникам, качество которых не выдерживает критки. Неравенство приводит к тому, что дети растут на мифах, выходят из стен школ и вузов непомерным самомнением, которое ,по сути, представляет собой мыльный пузырь, лопающийся при первом соприкосновении с реальностью.

МОН В ПОМОЩЬ

Лидеры неправительственных организаций в Алматы уверены,что только консолидированными действиями в составе фронта «За развитие образования» можно разрешить наболевшие проблемы сферы образования. - Миссия созданной структуры будет заключаться а проведении общественной экспертизы государственных мер регулирования и развития системы образования в оказании общественного влияния на качество обучения, - пояснила президент общественного фонда «Улагатты жануя» Марианна Гурина. – Уровень преподавания в наших школах стремительно падает, тем самым наносится удар по безопасности страны, - добавила она. Большую надежду «фронтовики» возлагают на нового министра образования и науки Аслана Саринжипова. Кстати, за годы независимости это уже десятый глава ведомства. Инициаторы создания общественного движения надеются, что новое руководство МОН поддержит их инициативу ради блага отрасли образования. В числе своих задач фронт видит аккумуляцию лучшего экспертного потенциала в области педагогики. В ближайшее время его участники озвучат свои предложения по освобождению учителей от отчетности и лишнего вороха бумаг, а также по повышению зарплаты педагогам до уровня выше среднего по стране. Кроме того,»фронтовики»намерены оценить прозрачность и открытость Минобразования в отношениях с общественностью и в вопросах финансирования школ. Причем, у нового объединения есть уже готовые ответы на многие вопросы. - У нас есть предложения по таким вопросам: кто будет обучать детей в Казахстане, чему обучать и как, - резюмировал Канат Нуров.

СПРАВКА «СВОБОДЫ СЛОВА»

В Казахстане действуют 7402 общеобразовательных школы, 78% из них (5776 школ) – сельские, 21% (1626) – городские. Численность обучающихся в общеобразовательных шклоах – 2,5 млн человек, из них сельских ребят – 51% (1,3 млн) .

Автор:
«Час пик» подготовила Разия АБДЫКАДЫРОВА, газета «Свобода слова» № 33-34 (425- 426) от 17 октября 2013г.