Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

И ЧУВСТВА СТРАННЫЕ СТАНДАРТОМ ПРОБУЖДАЛ


24 ноября 2013, 08:44 | 1 693 просмотра



КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО РК СДЕЛАЛО ЭЗОПА РУССКИМ ПИСАТЕЛЕМ

Министерство образования дало официальный ответ на претензии к учебнику русской литературы для 9-х классов. И он лишь усилил абсурдность ситуации вокруг книги, авторы которой, среди прочих ляпов, приписали Эзопа и Фирдоуси к русской литературе. Глупости и нелогичности в учебнике русской литературы для 9-х классов обнаружила Зубаржат Боранбаева, кандидат педагогических наук профессор КазНПУ им. Абая. Авторы учебника (Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.) зачислили в русскую литературу Эзопа, Феофраста, Фирдоуси, назвали телевидение видом искусства и заявили, что древнетюркские мифы сохранились слабо («Мегаполис» писал об этом 21 октября в статье «Знакомьтесь: Эзоп, русский писатель»). Это лишь самые яркие ляпы – претензий у профессора Боранбаевой к учебнику очень много. На минувшей неделе Зубаржат Боранбаева получила на свою критику официальный ответ от Жаныл Жонтаевой, директора департамента дошкольного и среднего образования, которая встала на защиту учебника.

ЧТО ЭЗОП И ФИРДОУСИ ДЕЛАЮТ В УЧЕБНИКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

«Любое учебное пособие пишется авторами в строгом соответствии с учебной программой, разработанной согласно Государственному стандарту образования, утверждённому правительством… Авторы учебника не вправе менять название курса и игнорировать требования учебной программы», – пишет Жонтаева.

Вывод очевиден – это не авторы учебника зачислили Эзопа и Фирдоуси в русскую литературу. Это сделало правительство – с него и требуйте.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВИД ИСКУССТВА

Далее Жонтаева поясняет: «Слово «телевидение» имеет несколько значений, в это понятие входит совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения... Это позволяет режиссёру, оператору, комментатору, ведущему с места события при помощи выразительных средств – монтажа, ракурса, интонации – придать наибольшую выразительность передаче».

– Но учебник не уточняет, в каком именно значении используется слово «телевидение». А ведь это пособие для детей, где всё должно быть предельно понятно, – не согласна с такими аргументами Зубаржат Боранбаева. Но это частное мнение – официально же можно причислить всех работников телевидения к деятелям искусства, с чем их и поздравляем. Странно только, что радио и Интернет не попали в список видов искусств по версии Министерства образования.

РЕДКИЙ ЧИНОВНИК ЧИТАЕТ ТУРГЕНЕВА

Если верить критикуемому учебнику, Тургенев жил в начале XIX века: «В романах Пушкина и Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными проблемами дворян начала XIX века».

На деле Тургенев родился в 1818 году и его герои действовали во второй половине XIX века. Но Министерство образования этого, видимо, не знает – Жонтаева лишь витиевато признаёт эту ошибку и то с оговоркой: «Безусловно, здесь нужно расширить временные рамки: начало и середина XIX века… Годы жизни писателя ни в коей мере не определяют время действия его произведения». Простите, а вы Тургенева вообще читали? – возмущается Боранбаева. – В его произведениях точно указаны даты происходящих событий: «В апреле 1859 года Базаров…», «в один из самых жарких дней 1853 года» и так далее. Литературоведы знают, что по романам писателя можно точно проследить этапы развития русского освободительного движения, поскольку он принципиально обозначал время в своих сюжетах!

ПОДОПЛЁКА

Эти ошибки – лишь часть претензий специалиста. Куда больше её возмущает методическая часть книги и общая её направленность:

– Мне кажется, авторы таких книг не совсем понимают, зачем надо преподавать литературу. Такие учебники учат детей периодам и стилям литературы, биографиям писателей… Зачем?! Это учат магистранты вузов, где есть спецкурсы, этому посвящённые. Это не нужно в школе! Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Вот у детей надо чувства пробудить, эмоции, а их нет в этих учебниках!

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Зубаржат Боранбаева предоставила в распоряжение редакции критикуемый учебник с собственными пометками – практически на каждой странице есть чему удивиться: В разделе «Русская литература первой половины XIX века» есть вопрос: «Назовите романтические поэмы Байрона»; Оказывается, помимо Римской империи существовала ещё и «древнеримская цивилизация»; «Характеры не стоят на нравственной высоте»;

«Назовите произведения, написанные поэтом в южной ссылке» – учитывая, что Пушкин жил в Петербурге и Москве, практически все его ссылки можно назвать южными; Оказывается, сонет – это романтическое стихотворение (если верить учебнику), а не твёрдая поэтическая форма из 14 строк, по 2 четверостишия на 2 рифмы и 2 трёхстишия на 2–3 рифмы. В общем, учебник крайне рекомендован всем, кто хочет по-новому взглянуть на литературу, а не только ученикам 9 классов. Возможно, он как раз и предназначен для обучения детей тем специальностям, которые пока не существуют, но уже востребованы министром образования Асланом Саринжиповым.

Автор:
Николай ХАЛАБУЗАРЬ