Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ


12 декабря 2013, 12:48 | 1 323 просмотра


Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить

(М. Горький)

Как Говорится: «Делу – время, потехе час». Это же можно отнести и к грамматическим играм. Но они не только потеха. Хорошая игра развивает и воспитывает детей. Хорошая игра отвлекает от таких игр. Конечно, для игры нужно найти свой «Час». Этот «Час», в первую очередь, на занятиях кружка. Однако в учебное время можно и нужно использовать игры. Очень подходят для этого уроки в конце четверти или учебного года. Дети к этому времени утомлены, менее внимательны, занятия идут вяло, особенно в конце года.

Вот тогда и стоит объявить о том, что будет проводится игра – и в глазах учеников появляется огонек интереса. Во время игры школьники усваивают тот же программный материал, но охотно и более прочно.

Грамматических игр много. Важно подобрать такие, которые дают максимальный эффект, а не просто занимают учеников и убивают время. Проверена на практике игра, в которой можно применить один из известных детям пр: «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Кто лучше?». Содержание её заключается в следующем: учащимся дается одно из заданий. Время выполнения может быть ограничено 5-10, или 15 минутами.

Для того чтобы учащиеся не торопились и писали грамотно, вносится обязательное условие: победителем в игре может быть только тот, кто не допустит ни одной ошибки. При выполнении отдельных заданий следует играющим разрешить пользоваться словарем и даже учебником.

По истечении времени работа учеников проверяется и определяется победитель. Проверять выполнение работы можно по- разному. Важно только, чтобы учащиеся проверили все написанное и исправили ошибки. Например, дано задание – вспомнить за 5 минут как можно больше слов, в которых пишется приставка «при». По прошествии 5 минут учитель просит игрока идти подсчитать, сколько или подобрано слов. Ученик написавший больше других, читает и объясняет свою работу. Остальные подчеркивают слова, если они встречаются.

Затем дети по очереди читают и объясняют те слова, которые ещё не назывались. Таким образом проверяются работы всех учащихся. Победителем считается тот кто быстрее выполнит задание лучше и быстрее всех.

Приведу примеры таких заданий (аналогичные задания учитель легко может составить сам к материалу который желает повторить с учащимся).

1. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых две приставки (или два суффикса, или два корня).

2. Подобрать однокоренные слова к данным: осень, решать, яркий.

3. Кто вспомнить больше слов с приставкой - пре (или - при)?

4. Определить роль следующих существительных: рояль, тюль, кенгуру, тумень, кофе, мозоль, помидор, такси. (можно использовать словарь)

5. Написать слова радость, успех, здоровье, армия, семья, печь в предложном падеже. Составить с каждым из них предложения.

6. Составить предложения со словами чернила, фамилия, молодежь, студенчество.

7. Подобрать синонимы к словам. Задание усложним например: подобрать синонимы с приставкой - пре или – при к словам затруднения, граница, предместье, сознаваться, трогать.

8. Поставить в родительном падеже множественного числа существительные граммы, гектары, помидоры, носки, чулки, куры, солдаты, простынь, погоны, валенки.

9. Написать в творительном падеже следующие числительные 100, 50, 679, 879 рублей.

Заданий может быть столько, сколько учитель сочтет нужным для того, чтобы проверить знания учащихся. При составлении заданий нужно учесть то, чтобы задания были интересными, но нужно учесть и то чтобы учащиеся не допускали ошибок.

В конце игры подводятся итоги. Но главное то, что учащиеся усвоили программный материал.

Автор:
Любовь ПРОКОПЕНКО, учитель русского языка и литературы. Каргалинская средняя школа с дошкольным миницентром Сарканский район