Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


28 декабря 2013, 05:53 | 1 438 просмотров


Цель урока: Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении

Развивать способность учащихся к рефлексии, умение анализировать свою деятельность.

Развивать уверенность в себе, приучать работать самостоятельно, учиться уважать мнение других.

Тип урока: повторительно - обобщающий урок

Оборудование:таблица « Самостоятельные и служебные части речи»

План проведения урока

1 Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

Стадия « Вызов»

2.1. Запись своих предположений по теме.

2.2. Обмен мнениями.

2.3. Объединение в группы наиболее важных суждений.

2.4. Составление рассказа с использованием ключевых фраз учителя.

Стадия « Осмысление»

2.5. Чтение предложенного учителем текста.

2.6. Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение знаний.

3. Выводы.

Стадия « Рефлексия»

4. Тест по теме.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самостоятельных и служебных частях речи. Будем учиться задавать вопросы и строить предложения, определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, будем учиться выслушивать мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

1. Изучение нового материала

Стадия « Вызов»

2.1. Выполнение задания, предложенного учителем.

- Давайте прочитаем еще раз предложенную тему, подумаем по поводу предложенной темы и запишем свои соображения в тетрадь. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше.

2.2 Работа в парах. Высказывание своих суждений, их запись на доске.

- Познакомьтесь с записями друг друга, обменяйтесь мнениями. Если возникли разногласия, запишите их. Прочтите свои записи, я их зафиксирую на доске. У вас есть разногласия? Обязательно запишем их.

2.3 Самостоятельное выделение наиболее важных суждений, объединение их в группы с обязательным обоснованием.

2..4 Составление рассказа.

- Ребята, я называю вам тему и ключевые фразы, используя их, вы должны составить свой собственный рассказ и записать его в тетрадь.

( Тема « Служебные части речи». Все части речи делятся на …группы. Самостоятельные части речи называют предметы, .…и являются членами предложения, а служебные части речи не являются…

Служебные части речи - это… Они не называют ни …Они связывают самостоятельные слова в…, а также вносят в предложение…оттенки.

Предлоги употребляются с… Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить…

Предлоги не являются самостоятельными…, но могут входить в состав…

Союзы связывают… Перед союзом ставится запятая, если…; запятая не ставится, если союз соединяет…

НЕ,БЫ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, ЖЕ - это..

Частицы придают различные оттенки… или всему предложению в целом).

Стадия « Осмысление»

2.5. Чтение предложенного текста.

- Читаем текст, делая пометки на полях: (В.В.Бабайцева.Теория.5-9 кл.Пар.№ 9-12,68)

-Давайте прервем чтение и ответим на вопросы. Потом продолжим работу.

Вопросы для активизации внимания:

1.На какой фразе вы закончили чтение?

2.Как вы считаете, о чем речь пойдет дальше?

3.Какие могут у вас вызвать ассоциации слова «предлог»,«союз», «частица»?

2.6. Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение полученных знаний. Использование таблицы.

-Ребята, давайте обобщим смысл прочитанного, сформулируем суждения.

( Обмен мнениями в форме дискуссии)

3. Выводы. Стадия « Рефлексия»

- Какие вы можете задать себе вопросы после данной части урока?

( Что я понял? Чему научился? Что буду делать иначе?)

Учитель: Что в результате работы выяснили? Что узнали нового?

Автор:
Гаухар ОРДАГУЛОВА учитель русского языка и литературы Талдыкорганского казахско-турецкого юношеского лицея