Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

«ПРЕЖДЕ ЧЕМ УЧИТЬ, НУЖНО УЧИТЬСЯ САМОМУ»


28 декабря 2013, 06:06 | 2 057 просмотров


Всем известно, что воспитание и образование детей дело не из легких. Уследить за развитием ребенка порой не могут даже сами родители. Именно поэтому многие из них пользуются услугами репетиторов, только бы их ребенок не отставал в получении знаний от других. К счастью, сегодня педагоги самостоятельно пытаются находить различные методы и способы для обучения детей, стараются уделять внимание индивидуально каждому ребенку. Очень важно, когда ребенок с самых малых лет развивается в правильном направлении, приобретает знания, которые смогут пригодиться ему в будущем. Именно для того, чтобы помогать школам, да и самим родителям, которые из-за постоянной занятости не имеют возможности контролировать процессы обучения своих детей, сегодня и создаются специальные образовательно - развивающие центры. Именно такой центр уже год как функционирует у нас в городе Талдыкорган. Нам удалось поговорить с генеральным директором образовательно- развивающего центра «INTELLECiTy» Маржан Муратовной Ахмеджановой.

- Маржан Муратовна, расскажите нам о деятельности центра и о самом процессе обучения. Когда он открылся и с какими сложностями вы столкнулись при его создании?

- Открылся наш центр 1 марта 2012 года. На сегодняшний день это единственный образовательно-развивающий центр в городе Талдыкорган. Мы предоставляем уникальные образовательно-развивающие услуги для детей в возрасте от года и до 17 лет. Здесь создаются максимально благоприятные условия для развития детей. К примеру, для малышей у нас есть специально оборудованная Монтессори среда, разбитая на зоны полностью по системе Монтессори. Для детей постарше и непосредственно для школьников у нас есть группы продленного дня, интенсив-группы, где учащиеся могут получить консультацию по выполнению домашнего задания.

- Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что такое «система Монтессори»? Как и когда она начала действовать у нас в Казахстане?

- Система Монтессори – это методика воспитания, предложенная еще в прошлом веке итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Уникальность этой методики в том, что она предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Мария Монтессори обучала умственно отсталых детей и благодаря этой методике, ее ученики подтверждали свои знания на том же уровне, что и обычные дети без отклонений.

В общих словах эта система наделала столько шума в Европе и Америке, что невольно задаешься вопросом: почему мы о ней практически ничего не знали? Я думаю, ответ кроется в том, что во времена существования СССР было не привилегированным пользоваться опытом европейских стран. И поэтому в СССР систему Монтессори вводили лишь в стационарах, где работа шла с умственно отсталыми детьми. Но вы только представьте, если методика Монтессори хороша для умственно отсталых детей, если она настолько повышает их образовательные способности, то, что она может дать нормальному ребенку? Тем не менее, только в годы перестройки (90-е годы) эту методику более подробно начали осваивать и на территории бывшего Советского Союза. Первыми в освоении, конечно же, стали россияне, но постепенно это пришло и к нам в Казахстан.

В России такие центры уже буквально на каждом шагу. Только в одной Москве их более 300. К примеру, мы сотрудничаем (ведем переписку) с сетью подобных центров под руководством Романа Гордона, называется она: «Созвездие», так вот только одна эта сеть включает в себя 16 филиалов. К сожалению, в нашей стране таких детских развивающих центров пока немного. В городе Алматы, насколько мне известно, их приблизительно 5 - 6. В принципе в каждом городе Казахстана есть такие центры, но их мало. На Западе методика Марии Монтессори используется практически во всех сферах образования и воспитания, начиная с детских садов.

- То есть ваш центр работает только по системе Монтессори?

- Нет, мы не акцентируем внимание только на этом, потому что Монтессори - центры должны быть специально оборудованы. Такое оборудование изготавливается на специальных заводах, соответственно, у нас в Казахстане таковых нет. Поэтому мы используем Монтессори только в группах раннего развития. Для этого кабинета закупалось оборудование в России и в Голландии. Также мы используем другие передовые методики по раннему развитию ребенка: Домана, Н. Зайцева, методику В. Мещеряковой, по которой проходит обучение английскому, и многие другие.

- Относительно английского… Некоторое время вопрос об изучении этого языка с первого класса остро обсуждался у нас в стране. Многие родители, да и сами преподаватели, были против такого введения, настаивая на том, что дети будут подвергаться сильной нагрузке... Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счет?

- Я с подобным утверждением не согласна. Есть такой японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony - Масару Ибука, так вот он также является автором широко известной книги по раннему развитию детей под названием «После трех уже поздно». В ней он доказывает, что все – то, чему вы хотите научить своего ребенка, он должен видеть, слышать, ощущать, осязать до трех лет. С его теорией согласны многие, он говорит, что не надо бояться дать ребенку много знаний, надо бояться их недодать…

Практически также утверждает и Валерия Мещерякова относительно английского языка. Именно по ее методике «I LOVE ENGLISH» мы проводим занятия английского у себя в центре. Наш центр отправлял своего преподавателя на специальные курсы, где он обучался этой методике. Она рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Поэтому мы и ввели английский в группу раннего развития «Почемучки». Занятия проводятся три раза в неделю в Монтессори - кабинете, полчаса у ребят идет английский язык, полчаса Kids- динамика. Также проходит прямая трансляция занятий, и родители могут наблюдать за всем этим процессом в гостиной для родителей.

- А как воспринимают деятельность центра родители? Достаточно ли хорошо они понимают все методы, использующиеся у вас, и убеждены ли они в том, что подобное воспитание и обучение действительно дает необходимый результат?

- Наше общество пока практически ничего не знает о том, что детей можно развивать не только в школах, но и в центрах. Многие специалисты прогнозируют, что развивающие занятия для ребёнка именно в таких центрах, как наш, очень скоро станут обычным явлением, как когда-то стали школьные кружки и секции, это уже признают многие современные родители.

Но пока мы находимся в стадии роста и привлекаем к себе внимание самыми различными способами. К примеру, в группе «раннего развития» первые занятия мы сделали бесплатными. То есть родители приходят вместе с ребенком, наблюдают за процессом обучения, изучают его и сами решают оставаться им с нами или нет. Но чаще всего те дети, которые приходят на пробные занятия, остаются в центре. Потому что родителям нравится, и они понимают, что это очень нужно как их ребенку, так и им самим. Многие родители, дети которых ходили в группу «Крохи», рассказывают о том, что их малыши легко адаптировались к садику, и ведут себя там совсем иначе. Всеми знаниями и навыками они самостоятельно овладевают у нас в среде Монтессори, которая поделена на специальные зоны: воды, зону языка, сенсорики, математическую зону, музыкальную зону и зону практической жизни. Они помогают ребенку обучиться всему, что пригодится в быту. При этом обучение, благодаря специальным материалам, проходит интересно и занимательно, ребенок не понимает что учиться, ему кажется, что он просто играет.

- У вас работают самые различные группы, это и группы раннего развития, предшкольной подготовки, группы продленного дня, но хотелось бы акцентировать внимание на группе «Эффект 9-11», в которой ваш центр готовит школьников к сдаче ЕНТ и ВОУД. Чем занятия в этой группе отличаются от обычных факультативов по той же подготовке в школе, именно в методологическом плане?

- В школах учителя делают все возможное и невозможное, чтобы как можно лучше подготовить учеников к ЕНТ. Я сама занималась этой подготовкой и знаю, как все происходит. Во – первых, на этом факультативе собирается весь класс, то есть человек 28, если не больше, во-вторых, только 10% из присутствующих тебя действительно слушают, 10% учеников думают что еще успеют все изучить попозже и остальной процент детей неизвестно на что надеются. Преподаватель не только не успевает индивидуально объяснять каждому то, что ученик недопонял, но и не имеет возможности проверить действительно ли тема, которую он дает, осваивается всеми учениками. В этом вопросе также интересна психология детей и их родителей. Дети осознают, что дополнительные занятия бесплатны и не видят необходимости посещать их, а родители в силу того же мало интересуются, что там детям преподают на факультативах. Ведь не зря говорят, что занятия с репетиторами дают хороший эффект. Почему так? А потому что мама с папой заплатили деньги, а значит и они начинают контролировать учебный процесс, который обязательно должен быть результативным.

Как же процесс подготовки проходит у нас? Здесь в центре группа «Эффект 9-11» состоит не более чем из 6 человек. Потому что 6 человек охватить намного легче, чем 28. Мы заключаем с родителями договор о том, что готовим ребенка к ЕНТ, а они обязуются следить как за посещением, так и за подготовкой самостоятельно. То есть не просто так отдали деньги и пустили все на самотек, нет, необходимо чтобы они контролировали весь процесс подготовки к ЕНТ по предмету.

- Все-таки хотелось бы узнать у Вас как у организатора центра…Что мотивировало Вас создать такой огромный проект, практически не имеющего аналогов у нас в городе?

- Я сама 23 года проработала в школе. И признаться мне стало немного скучно. Хотелось заниматься чем-то новым. Идею подсказали мне: моя выпускница, затем мои коллеги, мои единомышленники, которые не побоялись вместе со мной бросить школу и начать новое неизвестное даже мне дело. Я за это очень им благодарна.

Признаться, была сильно удивлена, когда узнала, что в России эти центры уже действуют, и там они весьма популярны. Я решила, а почему бы нам тоже не открыть подобный центр, чтобы и наши дети имели возможность индивидуального обучения по иным от школы программам и методикам. Изначально я ездила в различные центры, смотрела, как это действует. Позже освоила вторую специальность – экономическую, обучалась бухгалтерии, для того чтобы правильно вести финансовую сторону деятельности центра. Обучалась методикам, ведь прежде чем учить других, нужно научиться самому.

- Давайте немного поговорим о системе обучения в нашей стране. Как вы в целом оцениваете состояние казахстанского образования?

- Лично мое субъективное мнение: сейчас систему казахстанского образования «лихорадит», ее бросает из крайности в крайность. С каждым пришедшим новым министром у нас тут же происходят новые реформы, которые не доводятся до конца. По своей сути это реформы правильны, но они неправильны в своем исполнении. Совсем недавно слышала, как Дарига Назарбаева сказала «…оставьте, наконец, образование в покое». Я уверена в том, что ее слова это крик души всех учителей, всех работников образования. Я понимаю, мы должны интегрироваться в европейскую систему, но делать это нужно постепенно. Потом и в европейской системе есть свои изъяны. Поэтому надо смотреть и отбирать только плюсы, а не копировать все подряд. В принципе государство у нас уделяет огромное внимание образованию, оснащает школы и детские сады новыми инновационными технологиями, проводит курсы повышения квалификации учителей по Кембриджской системе и т. д..

- Ваш центр функционирует всего год, как Вы лично оцениваете его работу на данный момент. И какие планы строите в дальнейшем для его улучшения и развития?

- Сейчас мы с коллегами признаем, что работаем в пол - силы, потому что наш центр только на половину наполнен учениками. Хотелось бы, чтобы родители больше о нас знали, больше доверяли нам. Хочется отметить, что недавно мы открыли второй корпус центра. Сейчас мы запустили проект «Каникулы с INTILLECiTy». Также планируем открыть специальные курсы ораторского искусства для людей, у которых проблемы с выступлениями перед публикой. Думаем, это тоже будет очень полезным и нужным жителям нашего города. Моя личная мечта - открыть в будущем отдельный Монтессори-центр. Но все это, конечно же, придет со временем!

Действительно, насколько важно детям в нашем современном, суетливом мире поспевать за новшествами, схватывать все налету, быть мобильными и продвинутыми. Тех знаний и навыков, которым их обучают в наших школах, порой становится недостаточно.

Наше государство вряд ли считает необходимым создавать такие организации, в которых ребенок мог бы найти помощь в решении трудных учебных вопросов. Оно считает, что для полноценного развития детям достаточно и школы, систему которой оно постоянно реформирует. Но можно найти бесчисленное количество примеров, где они попросту не успевают за процессом учебы, недопонимают, не могут освоить, не запоминают предоставленную им информацию. И вроде бы ничего страшного кажется нам, но, сколько случаев суицида в нашей стране случалось из - за проваленного ЕНТ. Но это уже отдельная тема, остро обсуждаемая как психологами, так и СМИ. Как бы там ни было, радует тот факт, что в нашей стране есть люди, которые понимают всю суть детского воспитания и развития, люди, которые стремятся создать что - то новое, усовершенствованное в этом вопросе и не бояться рисковать несмотря на то, что не получают ни поддержки, ни даже внимания к своей деятельности.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА