Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОТСТАВАТЬ..!


28 января 2014, 04:05 | 1 345 просмотров



Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое бу¬дущее – именно под таким лозунгом 17 января 2014 года прошло очеред¬ное Послание Президента Республи¬ки Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. В своем послании наш Президент коснулся всех сфер жизне¬деятельности страны: это и экономи¬ка, в которой обязательным для нас является переход к «зеленой» эконо¬мике к 2030 году, бизнес, здравоох¬ранение, повышение эффективности добывающего сектора и выход этой сферы на мировой рынок, развитие аграрного сектора, транспортной ин¬фраструктуры, энергетики. Все эти сферы будут подвергаться значи¬тельным изменениям и дополнениям, и будут двигаться лишь в одном на¬правлении – это развитие, развитие и еще раз развитие. Так как наше изда¬ние является общественно – педаго¬гическим, из всего сказанного Прези¬дентом, мы посчитали необходимым более подробно коснуться именно вопросов образования и науки, кото¬рым Нурсултан Абишевич придал не меньшее значение. Итак, что же ждет казахстанское образование в ближай¬шие годы?

«Завершится формирование передо¬вой национальной образовательной си¬стемы» - говорит Президент. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциа¬ла казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сде¬лать для этого?

Во-первых, все развитые страны име¬ют уникальные качественные образова¬тельные системы. Нам предстоит боль¬шая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских де¬тей от 3 до 6 лет дошкольным образова¬нием. Поэтому важно дать им современ¬ные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеоб-разовательные школы к уровню препо¬давания в Назарбаев-Интеллектуаль¬ных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьни¬ков должно стать овладение ими навы¬ков критического мышления, самосто¬ятельного поиска и глубокого анализа информации.

Во-вторых, в течение ближайших 3 лет, до 2017 года, нужно устранить про¬блему нехватки учебных мест и переве¬сти все школы страны на двухсменное обучение там, где это необходимо. Пра¬вительству и акимам следует предусмо¬треть выделение бюджетных средств на решение этой задачи. В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро нацио¬нальной системы дуального техническо¬го и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть пере¬ход на гарантирование государством получения молодыми людьми техниче¬ского образования. Поручаю Правитель¬ству до 1 июня 2014 года внести конкрет¬ные предложения по данному вопросу.

В третьих, необходимо планомерно приступать к постепенному переходу ве¬дущих университетов к академической и управленческой автономии. Считаю необходимым создать эффективную си¬стему поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью. Поручаю Пра¬вительству обеспечить повышение с 1 января 2016 года размера стипендий на 25 процентов.

В-четвертых, следует пересмотреть социальные пакеты работников обра¬зования, здравоохранения, социальной защиты. Поручаю Правительству раз¬работать и внедрить с 1 июля 2015 года новую модель оплаты труда граждан¬ских служащих. Она должна обеспечить повышение зарплаты работникам здра¬воохранения - до 28 процентов, образо¬вания – до 29 процентов, социальной за¬щиты – до 40 процентов.

Довольно таки не плохие и многообе¬щающие изменения ждут наших работ¬ников образования в недалеком буду¬щем.

Для того чтобы узнать мнение непо¬средственно работников этой сферы мы решили задать всего лишь один вопрос ректору Академии экономики и права имени Жолдасбекова , доктору исто¬рических наук Досболу Сулейменовичу Байгунакову.

- Досбол Сулейменович, Нам ста¬ло известно, что Вы присутствовали лично на выступлении Президента перед народом. Хотелось бы узнать Ваше мнение и оценку данного По¬слания? Реальные ли задачи Прези¬дент ставит перед правительством и перед народом?

- Президентом определенны основные задачи по развитию сферы образования. Мне лично понравилось то, что он ставит перед всеми школами нашей страны цель – ровняться на «Интеллектуальные школы Назарбаев». Учебно – методи-ческие процессы наших школ должны быть подняты на новый уровень. Осо¬бенно в сельских местностях. И первым шагом к такому развитию, конечно, вы¬ступит оснащение их материально тех¬нической базой а во-вторых обучение и подготовка кадров. Для этого необходи¬мо конечно вводить и пробовать новые нормы, но и о старых забывать не стоит. Нужно продолжать внедрять системы, которые уже были введены ранее. К при¬меру, такую программу как «С дипломом в село». Два – три года назад эта про¬грамма была популярной, но сейчас она, к сожалению притихла. Так же относи¬тельно кадровой подготовки: этот вопрос на первый взгляд кажется простым, на самом деле учителям и преподавателям с их объемом работы, с годами нажитым опытом, весьма сложно перестроиться и обучиться чему- то более современ¬ному, более мобильному. Например, кто быстрее освоит какую-либо компью¬терную программу, молодой специалист или учитель с огромным опытом работы, но без владения компьютером. Любой опыт приходит со временем, но у многих преподавателей он немного советского склада так скажем. Отрываться от при¬вычных нам советских методов обучения было бы не правильно, они и есть осно¬ва всему. Но Президент прав в том, что многие страны имеют уникальные каче¬ственные образовательные системы, и я думаю, мы не должны ни на шаг отста¬вать от них.

Вопрос о том, что учеников школ и ВУЗов Казахстана нужно обучать само¬стоятельности. В этом я согласен с Нур¬султаном Абишевичем. Каждый ученик должен развивать свое видение, свои личный взгляд на вещи. Особенно я думаю это должно проявляться в гума¬нитарных науках: таких как литература, история и т. д. Если учить детей мыслить с самых ранних лет, ребенок привыкнет во всем выявлять свое собственное мне¬ние, а я думаю это очень важно для каж¬дого человека. Именно из таких людей позже вырастают достойные граждане страны. Но для того чтобы развивать в детях мышление учителя не должны по¬давлять в них творческие начала.

В принципе все планы Президента вполне осуществимы. Даже переход ве¬дущих университетов к академической и управленческой автономии. Многие эту систему еще не понимают. Допустим в Польше, она действует довольно давно. Что же представляет из себя эта систе¬ма. При университетах создаются по¬печительские советы, которые решают буквально все проблемы возникающие в университете. Именно этот совет вы¬бирает например проректора, который позже подотчетен только совету, а не ректору как это заведено у нас сейчас. Члены совета переизбираются каждый год самими преподавателями. Подоб¬ные советы создаются для прозрачности деятельности университетов.

В принципе основные задачи Прези¬дент огласил, и мы сплоченно должны приступать к их реализации. Тогда и только тогда образование в нашей стра¬не вырастит до высокого уровня.

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА