8 февраля 2014, 11:12 | 1 547 просмотров
Урок русской литературы в 11 классе
Цели урока: 1) ввести учащихся в художе¬ственный мир Ахматовой вызвать у учащихся потребность осмыслить особенности ее по¬этики;
2) формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения развивать и обобщать;
3) способствовать воспитанию чувства слов.
Ход урока:
І. Вступительное слово учителя.
И.Бродский писал: «В каком-то смысле за именем Анной Ахматовой стоял весь народ чем объсняется ее популярность что дало ей право говорить от имени всех людей и гово¬рить с ними напрямую. Ее поэзия читаемая, гонимая, замурованная принадлежала людям. Она смотрела на мир сквозь призму сердца а потом через призму живой истории».
ІІ.Работа по «Толковому словарю»
Что обозначает слово «Реквием»?
Реквием-католическое богослужение по умершим а также траурное музыкальное про¬изведение.
ІІІ. Сообщения учащихся.
1 ученик: В повествовательной структуре «Реквием» можно выделить три уровня. На первом-происходящее и переживаемое из¬лагателя от лица поэтессы. Сюда относятся такие части поямы как «Вместо предисловия», «Посвящение», «Эпилог». На втором уровне рассказ идет от лица героини.
Практически вся основная часть «Реквие¬ма» кроме «Распятия»представлена в данной манере повествования. Третий уровень пове¬ствования безличен. Три уровня повествова¬ния организуют три плана поэмы.
Первый- план вечности.
Его геройней является поэтесса. Второй– временной план. Воссоздающий трагедию од¬ной из женщин переживающий арест и смерть сына. Третий-объективный план представляю¬щий картину мира или ситуацию вне зависимо¬сти от «я» героев.
2 ученик: «Посвящение»написано от лица поэтессы. Об этом заявляется в последнем стихе. Им я шлю прощальный привет а так¬же «мы не знаем мы повсюду те же....» таким образом «Посвящение» как бы подтверждает уверенность поэта в способности выйти из временного круга воспринять чужое горе и описать происходящее. В «Посвящении» обо¬значается конкретный адресат поэтического реквиема. Память об этом трагедии и при¬зван сохранять «Реквием». Следует отметить композиционную последовательность: образ Ленинграда- арест-ожидание –приговор-об¬ращение «к невольным подругам»-тема па¬мяти. Первая строка этой части говорит о не¬переносимом горе: «Перед этим горем гнутся горы». Степень страдания настолько велика, что даже природа не выдерживает его. Но от этого мир меняется. Жестокая реальность не исчезает и с ней человеку надо жить. Однако жить с таким страданием невозможно.
Поэтому в «каторжные норы»Ахматовой не проникает даже луч надежды. Так Ахматова создает ситуацию тупика. Обрушившиеся горе не освещается будущим изменением. Оно по¬гребает человека. Общее состояние «смер¬тельной тоски»конкретизируется на примере:
Приговор.... Сразу слезы хлынут.
Ото всех уж отделена
Словно с болью жизнь из сердца вынут
Словно грубо навзничь опрокинут
Но идет.... Шатается.... одна.
Таким образом, с приговором героиня вну¬тренне умирает. Однако внутреняя смерть не дает смерти физической. «Но идет... Шата¬ется... Одна». Героиня продолжает жить, но жить «без жизни», внутренне опустошенной. В этой главе обозначается главная смысловая оппозиция «Реквиема»: жизнь-смерть. Эти категории и формируют идейную структуру по¬эмы.
IV. Анализ поямы
С самого начала глав¬ным лицом становится ге¬роиня. Отсюда начинается рассказ о судьбе конкрет¬ной женщины. Основное со¬бытие первой главы-арест сына. Однако Ахматова об¬ращает внимание на вну¬тренний мир героини, на ее восприятие происходяще¬го. Остановимся на одной фразе: «Не забыть!» Эту фразу можно воспринять двояко. Страшная картина ареста навсегда останется в памяти матери-забыть это не возможно.
Это женщина больна.
Это женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.
Первые две строки воспроизводят точку зрения строенного наблюдателя, в последнем дана точка зрения самой героини. Таким об¬разом, один и тот же персонаж-женщина-изо¬бражается со стороны и изнутри.
Перед намивозникает ситуация раздвое¬ния героини. С одной стороны она страдает, а с другой, наблюдает это страдание. Одна чувствует, живет, другая спокойно смотрит со стороны.
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось.
Черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари.....
Ночь.
V. Подведение итогов
История героини есть движение от жизни к смерти, смерти духовной, от страдания к «ока¬менению», бесчувствию.
Ахматова останавливает повествование как раз на момент омертвения ее души. От¬сюда становится понятным и смысл названия поэмы. Совершенно очевидна связь названия с заупокойной мессой в католическом бого¬служении. Однако Ахматовский «Реквием» посвящен не погибшим в лагерях и тюрьмах, а оставшихся и вынужденных жить умирает не¬что важное, чем тело-душа. Именно об этой смерти говорит поэма. Таким образом, поэма Ахматовой «Реквием»-это плач по умершим душам живых людей.
VI. Домашнее задание
Написать научный проект: от поэта любви до поэта-философа.