Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОРЫСТІЛДІЛЕРДІ ОҚЫТУ ӨЗГЕРЕДІ


8 февраля 2014, 11:45 | 1 440 просмотров



Еліміздегі орыс тілді мектептердегі қазақ тілін оқытудың талаптарын өзгерту қажет. Осыған байланы¬сты ұсынысты Білім және ғылым министрлігі арнайы дайындап, Үкіметтің алдына қоймақшы.

Мұндай жаңалықты кеше елордада аталған ведомстова жетекшілері өткізген Орталық коммуникация қызметіндегі брифингте айтылды. Иә, күрмеуі көбейген мәселенің шешімін іздеу әлдеқашан келген. Мемлекеттік тілді 11 жыл оқыса да, мектептен ештеңе қақпай шығатын өзге ұлт өкілдерін барлығы көріп жүрсе де, түбегейлі шешім қабылданбай жүр. Егер дәл осы қалыптан өзгермесе, «қазақстандықтар оншақты жылдың көлемінде 95 пайыз мемлекеттік тілді меңгереді» деген меженің орындалмай¬тыны анық. Қазір оқыту сапасына арт¬тыратын тың ұсынысты тиісті топ жасап жатыр. Оны Үкімет мақұлдаса, орыс тілді білім ұяларына қазақ тілін үйрету жаңаша жүргізіледі.

– Жоғары оқу орындарында да мәселе көп, – дейді Білім және ғылым министрі Асылан Сәрінжіпов. – Тіптен телеарналардың бірінен «министрлік сырттай оқуды жапқалы жатыр» деген де ақпарат таратылды. Шын мәнінде, олай емес, алайда біз ең бастысы, білімнің сапасына айрықша назар аударуды та¬лап етіп отырмыз. Өйткені бағалар мен дипломдардың сатылуына жай қарап тұра алмаймыз. Бұл – барлық ЖОО-лар үшін ортақ талап. Сырттай білім беруді толық жауып тастау мәселесін көтерген жоқпыз. Қазіргі кезде 500 мыңнан астам студенттің 150 мыңдайы сырттай білім алуда. Олардың арасында педагогикалық мамандықтар көш бастайды. 35 мың гранттың шамамен 1 мыңы солардың үлесінде. Төрттен бір бөлігі – өз бетімен оқуға түсетіндер. Сондықтан білім берудің бұл түрі бірден жабылмайды.

Вице-министрі Тахир Балықбаевтың мәлімдеуінше. елдегі жалпы білімнің деңгейі де төмен. Әлемдік рейтингте қазақстандық білім берудің сапасы 88-орында екен. Ал дүниежүзіндегі ең үздік 200 оқу орнының қатарына еліміздегі бірде-бір ЖОО кірмейді. Сонымен бірге маман дайындау да күрделі жайтқа айналып барады. Ол нарықтың талабына сәйкес жүргізілмейтіндіктен түлектердің жұмысқа тұруы тым қиындап кеткен. Жай Алматы қаласы әкімдігінінің зерттеуі бойынша ЖОО бтірушілердің тек 68 пайызы ғана өз орнын таба алыпты. Кейбір оқу орындарындағы бұл көрсеткіш 50 пайызға әрең жетеді. Ендігі уақытта Елбасы Жолдауында білім мен ғылымға ерекше көңіл бөлінгендіктен, ЖОО басшылары мен бизнес жетекшілері өзара мәміледе жұмыс істеп, оқу орнын аяқтаған соң бірден іске араласатын кадрларды даярлау қажет.

Бейсенбай ДӘУЛЕТҰЛЫ

В конце января на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки с участием за¬местителя Премьер-Министра Гуль¬шары Абдыкаликовой рассмотрены перспективы развития образования и науки в свете Послания Президента народу Казахстана.

Подробно о задачах, стоящих перед социально значимой сферой, рассказал министр образования и науки Аслан Саринжипов. В системе дошкольного образования задача номер один – обе¬спечение стопроцентного охвата до 2020 года ребятишек с трех до шести лет до¬школьным обучением. А в текущем году будут разработаны концептуальные ос¬новы раннего развития детей, с сентября в детсадах начнут использовать обнов¬ленные программы. И не менее важное – новый госзаказ будет предусматривать увеличение грантов для педагогов до¬школьного образования.

В среднем образовании на основе опыта Назарбаев Интеллектуальных школ планируется обновление действу¬ющего стандарта 11-летнего образова¬ния. Параллельно с этим будет идти раз¬работка новых стандартов начальной, основной и старшей школы, улучшение программ повышения квалификации и подготовки педагогов новой формации. Заострено внимание на проблеме каче¬ства знаний. По словам А. Саринжипова, в целом, несмотря на улучшение позиций в международных исследованиях PISA, казахстанские школьники все еще отста¬ют от сверстников из стран-лидеров по чтению и естествознанию. Очень влияет на результаты PISA качество школьной инфраструктуры. Поэтому в 2014–2016 годах планируется строительство 192 школ.

«Анализ показал, что в 98 % аварий¬ных школ не проводился капитальный ремонт. Сегодня капремонта требуют 1 372 школы республики. Но при этом местные акиматы предусмотрели ре¬монт только в 439 школах. Обращаю внимание областных управлений об¬разования на то, что игнорирование во¬проса капитального ремонта приведет к усложнению ситуации с аварийными школами», - заключил министр.

– Это позволит к 2016 году сокра¬тить долю трехсменных школ в 13 раз, аварийных – в два раза, – отметил ми¬нистр. – Однако это выполнимо только при условии своевременного проведения капремонта со стороны местных испол¬нительных органов. А такого ремонта требуют 1 372 школы, но на местах его предусмотрели только в 439.

Перед системой технического и про¬фессионального образования поставле¬ны задачи по развитию системы дуаль¬ного обучения, обеспечению доступа к получению первой технической профес¬сии, достижению доли выпускников, про¬шедших сертификацию в сообществе работодателей, до 25%. В числе важных направлений работы в высшем образо¬вании – создание до конца 2014 года в десяти вузах наблюдательных советов, формирование эффективной системы поддержки студентов и учащихся с вы¬сокой успеваемостью, а также интегри¬рованного классификатора специально¬стей и госзаказа на подготовку кадров, ориентированных на приоритеты ФИИР. С 2015 года пилотной группе вузов пла¬нируется предоставить автономию. Но прежде им нужно будет решить ряд проблем, в числе которых и низкое каче¬ство обучения.

- В ближайшее время будет создана эффективная система поддержки сту¬дентов и учащихся с высокой успевае¬мостью. Об этом сегодня на заседании коллегии Министерства образования и науки РК сообщил глава этого ведом¬ства Аслан Саринжипов.

«С 1 января 2016 года размер студен¬ческих стипендий повысится на 25 про¬центов», - добавил он.

Но при этом министр подчеркнул, что в прошлом году, по результатам атте¬стации в госвузах, 1,5 тыс. студентов (11 процентов) не преодолели необходимую планку при тестировании. Еще хуже об¬стоят дела в частных вузах - не подтвер¬дивших свои знания оказалось 5,3 тыс. (или 32 процента от общего числа сту¬дентов).

Аслан Саринжипов предупредил рек¬торов вузов об оценке их работы со сто¬роны коллегиальных органов.

– В прошлом году по результатам ат¬тестации в госвузах 1,5 тысячи студен¬тов (11%) не преодолели необходимую планку при тестировании, – отчитался министр. – Еще хуже обстоит дело в частных вузах – 5,3 тысячи (32%).

Развитие науки будет идти по трем на¬правлениям, заверил он. С 2015 года ре¬ализацию целевых научно-технических программ максимально ориентируют на приоритеты ФИИР, с их учетом будет проведена модернизация тематики док¬торских диссертаций. К 2016 году плани¬руется подготовить 1 000 докторов PhD не только за счет госгрантов, но и в рам¬ках грантового и программно-целевого финансирования. В 2015 году ряд вузов и НИИ, национальные и инженерные ла¬боратории укомплектуют современным научным оборудованием и материала¬ми.

«До конца 2014 года мы планируем ввести наблюдательные советы и рас¬ширить их полномочия. Ректорам госу¬дарственных вузов надо готовиться к тому, что их работу будут оценивать кол¬легиальные органы», - сказал он, высту¬пая сегодня на коллегии министерства.

Министр напомнил, что Президентом Казахстана поставлена задача плано¬мерно приступить к постепенному пере¬ходу ведущих университетов к академи¬ческой и управленческой автономии.

«Для этого предстоит большая рабо¬та. В течение 2014 года действующее законодательство будет адаптировано к новым условиям. Мы подготовим но¬вый пул менеджеров высшего и среднего звена. К 2016 году пройдут обучение 25 процентов менеджеров», - проинформи¬ровал миистр Образования и науки Ас¬лан Саринжипов.

В своем выступлении Гульшара Абды¬каликова заострила внимание на про¬блемах некачественного строительства и несвоевременного ввода в эксплуата¬цию школ, а также питания учащихся, развития электронного обучения, инклю¬зива, недостаточного распространения дуального образования и эффективно¬сти молодежной политики.

– Прорыв Казахстана в разряд раз¬витых стран станет возможен с развитой наукой, – подчеркнула вице-премьер. – Глава государства поставил конкретные задачи по ее всесторонней поддержке, при этом будут увеличены расходы до 3% ВВП. Научные открытия, инновации, технологии, полученные в результате увеличения финансирования, должны максимально возвратить вложенные средства в экономику.

В заключение своего выступления Гульшара Абдыкаликова обратилась к участникам коллегии со следующими словами:

– Конечно, не хотелось бы, чтобы о на¬шем образовании отзывались плохо, и в мировом рейтинге мы должны занять лучшие позиции. Поэтому задачи перед нами стоят огромные, и мы планомерно, настойчиво и активно должны их решать.

Министр образования и науки Аслан Саринжипов, отвечая на вопросы журна¬листов во время брифинга заверил, что его ведомство будет жестко следить за качеством образования в стране и, в случае неудовлетворительной работы вузов, у них будет отзываться лицензия.

«У нас новое руководство в комитете по контролю в сфере образования. За качеством образования мы будем очень жестко следить и мониторить. Уже ряд высших учебных заведений закрыты, шесть находятся в судах. И те вузы, выс¬шие учебные заведения, которые предо¬ставляют не качественное образование, мы с ними будем очень плотно рабо¬тать, с тем, что либо они будут исправ¬лять ситуацию, либо мы будем отзывать лицензию», - сказал Аслан Саринжипов.

Он отметил, что данная сфера очень важна и начиная с этого года министер¬ство будет очень жестко работать в дан¬ном направлении.

Автор:
подготовил Ырыс КЕНЖЕ.