Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

CВЕТЛАНА ФЕРХО – О ЗАУМНЫХ МЕТОДИКАХ, СЕКРЕТНОМ ЕНТ И ЦЕНЕ ИНТЕЛЛЕКТА


15 февраля 2014, 07:09 | 1 384 просмотра



О панацее от мздоимства и о пре¬стиже педагога, о парадоксе на рынке труда и воспитании патриотов заслу¬женный учитель, отличник образо¬вания страны и депутат Мажилиса Светлана ФЕРХО рассказала в интер¬вью “Каравану”.

Пройдя путь от учителя средней шко¬лы до личности в большой политике, Светлана Ферхо убеждена: управлять страной должны и мужчины, и женщи¬ны. Мужская воля и женская гуманность определяют ту философию, которая по¬зволит добиться твердости в реализа¬ции поставленных задач не только умом, но и сердцем.

ИНТЕГРАЦИЯ НЕИЗБЕЖНА

– Как оцениваете процесс интегра¬ции в мировое образовательное про¬странство? От каких традиций нам нельзя отказываться и что лучшее из европейских нужно взять?

– Вхождение Казахстана в междуна¬родное образовательное пространство в условиях глобализации – необходимость. Наш диплом должен весить столько же, сколько европейский. Поэтому присое-динение к Болонскому процессу, переход на 12-летнее образование, итоговое те¬стирование – неизбежные процессы. Но отказываться от достижений советской школы нельзя. Она давала фундамен¬тальные знания, кругозор выпускников советской школы был шире, детей учи-ли мыслить и рассуждать. А от Запада нужно взять индивидуальный подход к ребенку. Чему еще стоит поучиться у Запада, так это высокой культуре. Ино¬странный студент не станет списывать и давать взятки. Но успех перехода за¬висит от многих причин. Поэтому должен быть системный мониторинг качества обучения и подготовки кадров. И четко надо знать, к чему придем в итоге.

– Какова ваша оценка одного из са¬мых главных новшеств, привнесен¬ных Западом, – Единого националь¬ного тестирования?

– В целом я не против ЕНТ. Как фор¬ма оценки знаний, особенно точных наук, тестирование приемлемо. Но школа должна формировать главное – умение анализировать, логически мыслить. Не¬обходимо вернуть сочинение, а историю и географию лучше сдавать посред-ством билетов, традиционно. Эти пред¬меты воспитывают в ребенке чувство гордости за народ, победивший в Анра¬кайской битве, и за страну, выстоявшую в Великой Отечественной войне. Хотя ЕНТ скоро отпразднует свое десятиле¬тие, в тестах есть ошибки и недочеты. Критерии оценки знаний расходятся с ЕНТ, где “удовлетворительно” ставится при выполнении 4–13 заданий, по внеш¬ней оценке учебных достижений – 60 процентов, а вот по международным кри¬териям – 75 процентов. Еще пора снять гриф секретности с ЕНТ, не подвергая детей такому стрессу. Почему бы не выложить в Интернет все 500 задач по ма¬тематике, сто из которых могут встретиться на тестировании. Выучить все отве¬ты невозможно, а кто разбирается в математике, будет более подготовленным.

ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ

– Как оцениваете материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение нашего образования?

– Отмечу, что многое достигнуто, особенно в плане материально-техническо¬го обеспечения. Это компьютеризация и внедрение Интернета, интерактивные доски, дистанционное образование. Но станете ли вы знаменитым футболи¬стом без тренера, если вам вручат мяч и дадут в распоряжение футбольное поле? Учитель всегда остается ключевым звеном. К сожалению, проблема дефицита и уровня профессионализма выпускаемых кадров сохраняется. Си¬туация с учебниками – также проблема. В одном начало Второй мировой во¬йны датируется 1 сентября 1939 года, а в другом – 1 сентября 1941 года. Или Абылай-хан правит то с 1771 года, то с 1781 года. А если обе даты встретились на тестировании? Сейчас появилось много учебно-методической литературы, но какую предпочесть, решает чиновник. А кто спросил учителя? Министерство образования и науки перестало выстраивать диалог с учителями. Ведь вопро¬сов – масса.

– Как решить острейшие проблемы в сфере образования – дефицит и качество кадров?

– Самой престижной профессией в Китае, по данным этого года, стала про¬фессия учителя. В успешно развивающихся странах профессии учителя и вра¬ча входят в топ-десятку самых престижных. Есть понимание, что за этой про¬фессией стоит будущее страны. В Казахстане самые престижные – это работа в финансовом и нефтегазовом секторах, то есть выгоднее добывать и прода¬вать. А сеять разумное, доброе, вечное? Преподаватели казахстанских вузов зарабатывают в три раза меньше, чем в ряде стран, а воспитатели детских садов и вовсе 35–40 тысяч тенге. При этом требования – высокие, ответственность – большая. Позитивные сдвиги намечены: вводится оплата труда педагогам по катего¬рии, с 1 июля 2015 года будет внедрена новая модель оплаты труда, заработная плата учителей возрастет на 29 процентов. Ведь педагог не только должен владеть глубоким знанием предмета, но и отлично ориентироваться в информационно-коммуникацион¬ном пространстве. Особенно сейчас, когда внедряется система обучения e-learning, на уроках применяются широкополосный Интернет, электронные учебники. Многие темы школьной программы выходят за рамки одного предмета, поэтому следует нарабаты¬вать сквозные курсы наук в вузе, в колледже, в школе. Принципиальный момент – под-бор кадров. Сплошь и рядом студенты отучиваются на педагогические специальности на бюджетной основе, потом получают второе высшее образование и не идут в педаго¬ги. Поэтому спрос с отучившихся на бюджетной основе должен быть более серьезным.

ПРОБЛЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МНОГО

– Родители и педагоги жалуются, что школьная программа перегружена…

– Образование неизбежно отражает государственную систему, внутри- и внешне¬политические процессы. Факультативные курсы по религиоведению ввели, когда по¬явилась опасность экстремистских тенденций. Безусловно, это нужные предметы. Но тогда придется жертвовать другими науками. По новым стандартам на всемирную историю с 6-го по 9-й класс отведен всего один час! Как объяснить причины, ход и ито¬ги Второй мировой войны за 45 минут? А это важнейшая тема воспитательного харак¬тера. Или ввели “Основы правоведения”, а учебников нет. В математике сокращены вариативные и прикладные курсы по естественно-математическому циклу. Проблем действительно много.

Какой телевизионный канал не включи – сплошные шоу-программы. А где позна¬вательные передачи, выступления педагогов-новаторов, которые бы делились своим опытом?! Были клубы “Почемучка”, с экрана показывали консультации для родителей. Воспитание детей должно начинаться с семьи.

– Как оцениваете перевод вузов на автономию и предоставление им акаде¬мической свободы?

– Перевод на академическую и управленческую автономию – продолжение реформ в свете вывода образования в мировое сообщество. Но необходимы четко отработан¬ная нормативно-правовая база и продуманный государственный контроль за деньга¬ми, которые расходуются на студента, обучающегося как на бюджетной основе, так и на коммерческой.

В БАГАЖЕ СВЕТЛАНЫ ФЕРХО – БОГАТЫЙ ОПЫТ НА САМЫХ РАЗНЫХ

СТУПЕНЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

– Как снизить коррупцию в вузах?

– Коррупция в вузе – это, по сути, “взаимовыгодное” явление для преподавателей и ленивых студентов. Вопрос не только в низких зарплатах, хотя это тоже одна из причин, но и в культуре. В Японии, в США подсказать или списать студент не рискнет, так как это грозит наказанием вплоть до отчисления. В цене – интел¬лект, главный критерий успешности.

– Как преодолеть парадокс на рын¬ке труда: с одной стороны, предпри¬ятия не могут найти работников, с другой – десятки тысяч людей не могут найти работу?

– Парадокс дополняется тем, что сре¬ди безработных – люди с высшим об¬разованием. До 2020 года потребность экономики в специалистах технического и профессионального образования со¬ставит 70 процентов, в то время как с высшим – 14. Наши вузы взрастили це¬лую армию невостребованных экономи¬стов и юристов. А налицо необходимость в другом образовании, прежде всего – в среднем специальном. Возможно, На¬циональной палате предпринимателей нужно теснее сотрудничать с колледжа¬ми, определять критерии специалиста, труд которого будет востребован. Еще нужно дать студентам шанс: внедрить гибкие планы, предоставить возмож¬ность одновременно обучаться по двум и более квалификациям.

ПАТРИОТИЗМ БАЛЛАМИ

НЕ ИЗМЕРИТЬ

– В 2015–2016 годах планируется вводить преподавание истории и географии на казахском языке. На¬сколько подготовлены учителя и дети к этому нововведению?

– Чтобы усвоить материал, должен быть полный комфорт в языковой среде, чего, к сожалению, пока не наблюдается. Проблема уходит глубже – к изучению го¬сударственного языка. Когда учить язык интересно? Когда есть мотивация, инте¬рес, когда, наконец, это задевает за “жи¬вое”. Одна из основных, на мой взгляд, проблем – это “заумные” методики пре¬подавания казахского языка. Усвоение материала будет, лишь когда на языке свободно заговорят преподаватели и дети. Полилингвальное образование – необходимое условие для такой много¬национальной страны, как наша. Есть мудрая философия казахского народа: “Ұлты жоқтын тілі жоқ” – “Без языка нет нации”. Казахский язык должен быть неотделимым от понятия “родина” для казахстанцев, это ведь и воспитание па-триотизма.

– Как, на ваш взгляд, реализуется программа патриотического воспи¬тания?

– Мы привыкли отчитываться так: школы построены, гранты выделены… Но есть вопросы, которые нельзя из¬мерить процентами и баллами. Это ду¬ховно-нравственное воспитание. Есть показатель утечки умов: ежегодно стра¬ну покидают тысячи умных ребят. Или участие в сирийском конфликте наших соотечественников… Где сейчас вос-питание детей как будущих родителей? Где семейные советы? Бесконечный Интернет – это не выход. Воспитывать детей должна не только школа, но и все наше общество.

– Кто и с какими проблемами к вам, как к депутату, обращается чаще?

– Проблемы одни и те же: жилье, со¬циальные гарантии и трудоустройство. Людей пугает отсутствие чувства защи¬щенности перед завтрашним днем, кор¬рупция, невозможность пробиться без протекции.

– Как вы относитесь к идее узако¬нить многоженство?

– Я против этой идеи, категорически. Одна из основ казахстанского общества – традиционная семья, крепкие семей¬ные узы. Сейчас в Интернете пропаган¬дируются и молча одобряются однопо¬лые браки. Какой пример своим детям мы подаем всем этим?

Автор:
Гульнара ТУРСУНОВА Астана