Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Искусство определения значения почерка


14 августа 2009, 06:43 | 1 923 просмотра


Старая французская пословица гласит: «Он ставит точки над i». В пословице речь идет о человеке, аккуратном в мелочах, педантичном. Точно так же и в обыденной жизни часто говорят о простом, художественном и вычурном почерках. Постоянные сравнения почерка переносятся на личность писавшего.

Ученые занимавшиеся систематическими исследованиями взяли известное число почерков с признаками щедрости. В остальном писавшие были довольно непохожи между собой (это было известно по полученным сведениям). Только одна эта черта характера – щедрость – была общая. Затем почерки подвергались тщательному сравнению. Во всех обнаруживалась одна общая черта: растянутые буквы слева и справа, а также длинные штрихи на конце слов. Так был открыт графологический признак щедрости. В остальном – в отношении величины букв, толстоты линий, наклонов – была разница. Еще ученые обнаружили, что буквы а, е, д, о были не закрыты сверху, как того требуют правила каллиграфии, а открыты. Это известный теперь графологический признак чистосердечности и откровенности.

Но существует еще другой способ доказывать графологические законы: эксперимент. Густав Бридье развил ту мысль, что можно доказать графологические законы путем гипнотических внушений.

Взрослым людям внушалось, что они дети – и в своей подписи, изменявшейся под влиянием гипноза, они обнаружили графические признаки детской наивности.

Такое же значение, как и эти опыты, имеют исследования биографической, если так можно выразиться, графологии. Представим себе человека, живущего в хороших условиях, не заботящегося о куске насущного хлеба, он много тратит, охотно и щедро помогает своим друзьям. В почерке такого человека всегда найдутся признаки щедрости, страсти к наслаждениям, обходительности. Представим себе, что его денежное положение вдруг меняется, его, может быть, обманул лучший из друзей. Сообразно с этим меняется и почерк. Буквы скапливаются вместе, делаются отвесными и т.п., словом, в новом его положении наступают и новые графологические признаки, которые вытесняют прежние. Равным образом и другие склонности и преходяшие состояние – опьянение, сонливость, боязнь грозы – отражаются на почерке.

Пишущий жест выражает в некотором роде обшие черты характера. Он передает его, даже если в данный момент не имеется к тому никакой надобности: он обнаруживает его даже тогда, когда сам пишущий желает скрыть.