Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

РУБЛЮ НАНЕСЛИ ТРОЙНОЙ УДАР


24 февраля 2014, 09:26 | 1 726 просмотров



О том, что происходит сегодня вокруг российского рубля и чего ждать от последних со¬бытий на Украине, мы беседуем с финансовым аналитиком Дмитрием Голубовским.

"Yтро": После недавнего обвала рубля дальнейшая судьба российской валюты остается одной из главных экономических тем. Каковы основные причины падения, какими будут его последствия?

Дмитрий Голубовский: Причины падения рубля имеют, преимущественно, глобальный характер. Сейчас падают все валюты развивающихся стран, и рубль в этом падении от¬нюдь не первый. Больше всего пострадали валюты Латинской Америки, ЮАР и Турции. Это происходит из-за общего недоверия к развивающимся рынкам.

Чем оно вызвано?

Основная причина – это сокращение ФРС США программы количественного смягчения, ведущая к снижению предложения доллара. Логика инвесторов здесь проста: меньше дол¬ларов - доллар дороже.

Кстати, если посмотреть, весь прошлый год рубль держался совсем неплохо. Во мно¬гом благодаря тому, что Банк России его поддерживал, продавая валюту. Но в последнее время, видимо, поняв, что держать рубль дальше проблематично, он решил постепенно устраниться с рынка. И так получилось, что устранение ЦБ с рынка совпало с волной про¬блем в Китае, волной ожиданий сокращения программы выкупа ФРС и исходом инвесторов с развивающихся рынков. В результате мы по¬лучили тройной удар по национальной валюте, последствия которого и наблюдаем.

А почему на это не отреагировали россий¬ские экономические власти?

Они повели себя на удивление благодушно. Создавалось ощущение, что они делают вид, что на рынке ничего страшного не происходит.

Вы имеете в виду Центробанк?

Я имею в виду всех. И ЦБ, и Минфин с его комментариями. И Гайдаровский форум, на котором люди спокойно констатировали, что у нас будет стагфляция, – при том что она еще не началась. Я уверен, что людям, которые от¬вечают за экономическую ситуацию, надо хотя бы выбирать обтекаемые выражения.

Возникает ощущение, что эти люди были заинтересованы в ослаблении рубля и словес¬ными интервенциями толкали его вниз. Но на таком внешнем фоне, когда и так все валится, еще добавлять от себя – это было ошибкой. Достаточно было просто ничего не говорить. Ведь сначала они говорили в одну сторону – что слабый рубль хорош для экономики. Хотя это еще вопрос – для кого хорош, а для кого нет.

Сейчас финансовые власти дали задний ход, словесные интервенции направлены уже в другую сторону. Улюкаев говорит, что ослабление рубля хорошо не для всех; Силуанов ут¬верждает, что рублевые активы, с учетом процентной ставки, все равно остаются при-влекательными.

Но факт остается фактом. Ко мне за кон¬сультацией обращаются люди, которые им¬портируют оборудование. Они в отчаянии от того, что происходит с рублем. Меня спра¬шивают, какой курс закладывать на апрель, когда предстоит рассчитываться за постав¬ки? Меня в открытую спрашивают – сорок будет?

А действительно, как быть – покупать ва¬люту или оставаться в рубле?

Я, пожалуй, соглашусь с тем, что на уров¬нях в районе 35 за доллар покупать рубли и размещать их на год на депозитах под 9 – 10% или в хорошие облигационные ПИФы, дающие примерно такую доходность, сей¬час кажется хорошей стратегией. Думаю, с нынешних уровней более чем на 10% за год рубль не упадет, а укрепиться, при опреде¬ленных обстоятельствах, в этом году еще может.

Есть и другие мнения. Центр развития ВШЭ давал свой мрачный прогноз. Суть сводится к тому, что у нас обнуляется профицит торгового баланса из-за того, что импорт продолжает расти. Им¬портозамещение никак не включается, вопреки мнению, что девальвация этому поможет. Деваль¬вация, действительно, не поможет, если не менять к лучшему среду, в которой приходится работать бизнесу. Определенный негатив здесь принесло и вступление в ВТО ужесточившее конкуренцию на внутреннем рынке. Кроме того, продолжается отток капитала, который идет по разным причинам и не только экономическим. В этой ситуации нам не поможет даже высокая цена на нефть. Все, что будет втекать в экономику, из нее же и вытечет. Поэтому ЦР ВШЭ прогнозирует, что даже от текущих уровней еще может быть 15 - 20% девальвации до конца года, а это район 40 - 42 рубля за доллар. Что будет, а что нет – посмотрим. Все зависит от реакции наших монетарных властей. Пока мы видим только, что они предпочитают держать рубль в границах коридора, которые сами же постоянно отодвигают. Также мы видим риторические усилия, которые дают понять участникам рынка, что дальше идти не надо.

Возможно, этот прозрачный намек, что дальше идти не надо, связан с Олимпиадой. И рынок, похоже, это понимает.

Как отразится на долларе фактор Олимпиады?

Я думаю, всю Олимпиаду доллар будет стоять на нынешних уровнях. Все-таки к нам приехало много людей, которые захотят потратить здесь валюту. Это окажет небольшую поддержку. Глав¬ный же фактор в пользу рубля здесь несколько другой. Олимпиада создана для того, чтобы люди ее смотрели. Это такой своеобразный триумф власти. И если в это время большинство людей будет смотреть не на Олимпиаду, а на курс валюты, то Олимпиада потеряет свое пропагандист¬ское значение.

То есть вы думаете, рубль сейчас будут держать искусственно?

Да. Это и интервенции, и сокращение рублевого предложения. Ставки краткосрочные подрастут, банкам будет плохо. Но Олимпиада будет идти всего две недели, и потерпеть это время можно.

А чего следует ждать от рубля после Олимпиады?

После Олимпиады возможно два противоположенных варианта развития событий. Первый: де¬вальвация продолжится и вполне может принять резкий характер, при котором доллар скакнет куда-нибудь в район 37-38 рублей. Будет резкое падение, затем сменяющееся более плавным сни¬жением.

Вариант второй – финансовые власти вернут управление курсом, от которого они частично отка¬зались. Будет объявлено, что отпускать рубль в свободное плавание преждевременно. Эта мысль уже звучала у Улюкаева.

И во что выльется этот второй вариант?

Курс рубля откатит назад. Банк России просто начнет сокращать объем ликвидности на рынке, убирая с него рубли, которые могут быть направлены банками на покупку валюты.

И до какого уровня в этом случае снизится доллар?

Если все это будет сделано, то, судя по технической картине, доллар может опуститься до уров¬ня 32,8 рубля.

То есть те, кто накупил сейчас валюты в надежде заработать на росте курса, ничего не зара¬ботают?

Ну почему. Все зависит от того, как долго они ее намерены держать. В целом, при той ситуации, которая есть в стране, короткая позиция по рублю в долгосрочной перспективе – это хорошая по¬зиция. То есть продать рубль – это хорошая тема.

Почему?

Сильная валюта должна быть у сильной экономики. То есть у экономики, которая за свою ва¬люту продает все больше и больше в реальном выражении. Но если говорить о России, то ее внутренний рынок стагнирует, заполнен импортом, а свой экспорт она продает за доллары, а не за собственную валюту, причем ни цены, ни объемы никак не контролирует.

Автор:
Максим ЛЕГУЕНКО. «УТРО»