Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ЕЩЕ ОДНА НОВАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: СТОИТ ЛИ ТОРОПИТЬСЯ?


24 февраля 2014, 09:30 | 1 834 просмотра



О реформах, которые на про¬тяжении уже многих лет проводит отечественное Министерство об¬разования и науки, не писали раз¬ве что ленивые. Но на одной из них сегодня хотелось бы остановиться еще раз.

В ЧЕМ СУТЬ?

Сразу оговорюсь, что эта новация с успехом прижилась во многих странах. Все-таки идея в общем-то хорошая – если, конечно, ее реализация не будет сопровождаться традиционным жела¬нием людей, в это вовлеченных, урвать что-то для себя.

Итак, с первого сентября прошлого года в стране стартовал пилотный про¬ект подушевого финансирования в си¬стеме среднего образования. Пионера¬ми нововведения стали 50 школ четырех областей: Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казах-станской. Суть нововведения – пере¬числять деньги школам не вслепую, а исходя из количества учеников и их успе¬ваемости. По замыслу инициаторов, это должно стимулировать педагогические коллективы к тому, чтобы бороться за каждого учащегося и постоянно повы¬шать качество образовательных услуг. При переходе в другую школу ученик получит право “забирать” деньги, выде¬ленные государством на его обучение, с собой.

До начала эксперимента привлечен¬ные Министерством образования и нау¬ки (МОН) РК эксперты ЮНИСЕФ провели разъяснительную работу в профильных областных управлениях, а для дирек¬торов школ были организованы специ¬альные семинары. В частности, если говорить о ЮКО, то здесь руководитель финансового центра МОН РК Рамазан Алимкулов провел тренинг в городе Тур¬кестане. Фактически же пилотный проект заработал лишь в декабре прошлого года, когда экспериментальным школам было определено подушевое финанси¬рование, подкрепленное документально.

Так в чем же суть реформы? С этим вопросом мы обратились к руководите¬лю управления образования ЮКО Аль¬бине Ельчиевой. И вот что она ответила:

- В нашей области апробацией ме¬тодики нормативного финансирования охвачено 19 школ: девять – в Казыгурт¬ском районе, шесть – в Сарыагашском, и четыре – в Туркестане. Из республи¬канского бюджета им дополнительно выделено свыше одного миллиарда тен¬ге. Согласно новой схеме, школа будет получать тот или иной объем средств в зависимости от количества учащихся, при этом приобретя самостоятельность в планировании расходов. В идеале, то есть при условии жесткого контроля со стороны государства и высокой степени ответственности чиновников и самих пе¬дагогов, такая схема не только позволит оптимизировать бюджетные расходы, но и даст новый стимул к развитию об¬разования. Ведь при ныне действующей финансирование осуществляется вне зависимости от количества учащихся и учителей, качества образовательных услуг, что, естественно, не мотивирует к профессиональному росту.

- А как правильно рассчитать, сколько денег требуется на одного ребенка?

- Обычно это делается в соответ¬ствии с требованиями государства к материально-техническому и кадровому обеспечению, а также результатам об¬разовательного процесса, достижение которых требует определенных финан¬совых вложений. Производится кальку¬ляция этих затрат, полученная сумма делится на количество потребителей услуги – таким образом подсчитывается норматив подушевого финансирования. Министерством образования и науки РК утверждена соответствующая методика.

В КАЧЕСТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

В Туркестанской школе-гимназии

№ 15 насчитывается 2741 учащийся, знания которым дают 190 педагогов. По новым нормативам, на каждого школьни¬ка должно быть выделено 27 тысяч тен¬ге. Но это при количестве учеников, не превышающем 25 в начальных классах и 30 в средних и старших. Если же лимит будет превышен, то сумма, выделяемая на каждого учащегося, уменьшится.

Новое финансирование школы осу¬ществляется из двух источников: обра¬зовательный процесс, включая стимули¬рование работы учителя в виде премий и надбавок, – из республиканского бюд¬жета; образовательная среда (основная зарплата, материально-техническая часть, включая коммунальные услуги) – из местной казны. Денежные средства распределяются при активном участии экспертной комиссии, в которую входят родители, выпускники школы, экономист отдела образования, представитель акимата. Состав комиссии утверждается местным акимом. Дополнительная опла¬та преподавателям (премии и надбавки) производится по полученному результа¬ту, который определяется путем анали¬тической работы, проводимой ежемесяч¬но экспертной группой.

- Мы с воодушевлением восприняли эту реформу, – говорит директор школы- гимназии Тамара Примжанова. – Хотя, конечно, быть первыми всегда трудно. В процессе перехода на новую систему неминуемы какие-то недочеты, которые, я думаю, мы сообща разрешим. Здесь не следует торопиться, каждый шаг надо рассчитать, ведь речь идет о детях. По¬зитивно отнеслись к нововведению и учи¬теля. Оно подталкивает их к тому, чтобы работать эффективнее, совершенство¬ваться. Конечно, у всех остается базо¬вый оклад. Кто не хочет профессиональ¬но расти, тот и будет сидеть на своих 40 тысячах. Будет работать лучше – соот¬ветственно и больше будет получать. Но для этого надо постоянно учиться само¬му, чтобы было что детям передать. А умный педагог – всегда авторитет для детей. К слову, уже 20 наших учителей прошли курсы усовершенствования при “Назарбаев-школе”. Еще 30 подали заяв¬ки. Есть у нас и педагог, который прошел трехмесячную стажировку в Кембридж¬ском университете, – это преподаватель информатики Ирина Кузьмина.

Ирина Николаевна тоже дала краткий комментарий:

- Новая система поспособствует росту конкуренции среди учебных заведений, ведь в случае перехода ученика в другую школу выделенные на него деньги уйдут за ним. Подобная схема действительно эффективна и работает во многих стра¬нах Европы.

ПЛЮСЫ…

Нововведение только начали вне¬дрять, поэтому выносить вердикт пока рано. Но уже можно усмотреть в нем как плюсы, так и минусы.

Так, к положительным моментам можно отнести то, что при подушевом финансировании нормативы затрат на содержание здания устанавливаются в зависимости от его типа, года постройки, климатической зоны, уровня тарифов в регионе. То есть устраняется уравни¬ловка, которая порой создает серьезные проблемы. У директоров школ появит¬ся стимул более разумно использовать бюджетные средства. На базе действу¬ющей системы оценки качества обра¬зования будут выявляться те школы, ученики которых показывают лучшие результаты (на уровне района, области, республики). Эти школы дополнительно к бюджетному финансированию, рассчи¬танному согласно нормативам, получат гранты, которые можно будет использо¬вать на усмотрение их администраций при участии органов самоуправления: например, направить эти средства на премирование учителей и директора, на улучшение материальной базы, на при¬влечение дополнительных работников и т.д.

Стоит также отметить, что при вне¬дряемой сегодня схеме будет невыгодно содержать переполненные классы, и это правильно, иначе количество вступит в противоречие с качеством.

…И МИНУСЫ

В России, где принцип подушевого финансирования действует уже давно, с 1998 года, одним из негативных послед¬ствий его внедрения стали “мертвые души”: чтобы выбить себе как можно больше средств, школы нередко вноси¬ли в свои списки несуществующих уче¬ников. Под эти мифические показатели они получали вполне реальные деньги из бюджета. Такая ситуация может возник¬нуть и у нас. Поэтому необходим жесткий контроль. Насколько он возможен в ка¬захстанских условиях – тот еще вопрос.

Вторая проблема, по мнению неза¬висимых экспертов, заключается в том, что в погоне за престижем и высокими показателями школы будут пытаться избавиться от учащихся с низкой успе¬ваемостью и девиантным поведением. В связи с этим авторам реформы необхо¬димо придумать способы стимулирова¬ния школ к исправлению таких детей, а не к избавлению от них.

Но больше всего экспертов смущают сроки. Ведь за три-четыре года в Казах¬стане собираются сделать то, к чему, на¬пример, в Австралии шли больше двух десятилетий. “Это очень хорошее начи¬нание, но только в том случае, если оно будет внедряться продуманно и посте-пенно. Не стоит забывать, что речь идет о такой основополагающей и в то же время очень чувствительной сфере, как образование. Нужно сначала тщательно подготовить законодательную базу, обу¬чить директоров”, – это мнение шымкент¬ского педагога, ветерана труда Батимы Максутовой. Остается надеяться, что ка¬захстанские чиновники от образования вовремя оглянутся на опыт ближайших соседей, попридержат поводья и не рас¬смешат людей ненужной поспешностью.

К слову, пока готовился материла, стало известно, что намеченная дата перехода к системе подушевого финан¬сирования в образовании (2015 год) от¬меняется. Сроки отодвинуты на неопре¬деленное время.

Автор:
Рамзия ЮНУСОВА camonitor.kz