Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Развитие диалогической речи в начальных классах


23 апреля 2010, 05:00 | 1 240 просмотров


В педагогической деятельности начальных классов, на уроках развития речи придаётся особое внимание одной из важнейших речевых функций - общению с окружающими. Принцип коммуникации осуществляется ежеурочно. У слабослышащих учеников возникают затруднения в общении с одноклассниками и педагогами, родителями, это обусловлено неполным пониманием обращенной речи, недостаточной сформированностью вопросительной формы речи на фоне общего речевого недоразвития.

Дефицит речевого общения приводит к задержке коммуникативных умений. В учебной и внеклассной работе мы добиваемся, чтобы содержание коммуникативных умений было многообразно: ученики учатся передавать в речи свои знания по учебному материалу, сделать какие-то сообщения, уметь выразить свое отношение к событиям, обратиться с приветствием, благодарностью, извинением, просьбой, вопросом, дать эмоциональную оценку какому-то факту.

Остановимся на способе создания условий, облегчающих овладение закономерностями диалогической речи, которая является важнейшим фактором в развитии словесной речи на базе начального обучения. Выделяем на уроках работу учащихся с образцами диалогов, которые включают конструкции и содержат лексический запас, наиболее необходимый именно в диалогической речи и зна чение которой эффективно усваивается в контексте речевой ситуации диалога.

В развитии диалогической речи учеников стараемся учитывать общие задачи совершенствования их речи: закрепление и расширение лексики, знание грамматической структуры вопросов, развитие понимания смыслового содержания диалогов и заданных речевых ситуаций. Обязательно выделяется в работе речевой этикет.

Речевой материал для диалогов строится так:

а) отдельные фразы-реплики, по смысловому содержанию можно определять ситуацию;

б) письменные тексты диалогов различных видов: полных с репликами всех действующих лиц и законченных по смыслу; незавершенных, где есть задание – завершить диалог; полных, где нужно определить участников диалога.

в) короткие тексты, которые помогают строить диалог, здесь нужно составить вопросы на основе текста.

г) описание речевой ситуации/устное или письменное: ситуация должна иметь задание- формировать вопрос или ответ; можно взять задание для составления диалога двух лиц.

На своих уроках развития речи используем разнообразные типы упражнений с продуманным речевым материалом.

Этот тип заданий – упражнений помогает детям использовать разнообразный лексический запас, менять грамматические структуры. Закрепляется правильный контекст слова. Дети учатся понимать речевые ситуации. В 1-2 классах старались использовать полные диалоги несложных конструкций, насыщенных живыми разговорными формами: чтение диалога одним (сильным) учеником, чтение по ролям. Учащиеся тогда учились проникать в суть диалога как формы общения, усваивали его структурные особенности, порядок ведения диалога.

Изученные на уроках тексты и диалоги в письменной форме рассматриваем как основу в формировании самостоятельной диалогической речи. В письменном виде ученики усваивают порядок ведения диалога, его конструктивные реплики, вопросы, отрицания.

Обращаем внимание учащихся на особенности построения разнообразных диалогов в зависимости от вопросов.

Эффективны короткие тексты для развития диалогической речи. Текст является материалом для обсуждения, дополнения, он помогает выяснить ситуацию. Например, упражнение с текстом.

Очень результативен опыт работы с использованием изобразительного материала. В начальных классах с целью развития диалогической речи нужно учесть: введение нового речевого материала в узком контексте ( словосочетание, предложение) в широком (текст, диалог), анализ текста, изучение структуры его (начало, середина, конец); дополнение текста необходимыми в речи грамматическими формами; использование текста или диалога как образец – опору для построения аналогичного.

Диалогическая речь важна в решении коррекционных задач; она содействует обогащению представлений об окружающем мире, изучается большой познавательный материал, совершенствует личность ученика.

Автор:
Р.С.АБДЫКАДЫРОВА, учитель начальных классов, Талдыкорганская областная специальная школа-интернат для слабослышащих и глухих детей