Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Инновационные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы


23 апреля 2010, 05:00 | 1 262 просмотра


Каждый учитель, приходя в класс, стремится сделать уроки более интересными, живыми. Как можно этого добиться? Как увлечь учеников, чтобы они хотели говорить, делиться мыслями, сочинять? Можно ведь просто поставить перед ними задачу - расскажите, повторите, а можно сформулировать ее так, чтобы был элемент новизны, поиска, т. е. чтобы работало творческое мышление.

Активизировать творческую и проблемно-поисковую деятельность учащихся помогают инновационные технологии. Термин «инновационный» в последнее время становится все более популярным не только в методике преподавания различных школьных дисциплин: инновационные методы, инновационные подходы, инновационные приемы и т. д. Зачастую этот термин используется в значении «новый», хотя за этим понятием закреплено совершенно определенное содержание: инновационное обучение (innovative learning) направлено на развитие способности к совместным действиям в новых, возможно, беспрецедентных ситуациях, и главные его черты -предвосхищение (anticipation) и обязательное участие (participation).

Применительно к русскому языку инновационное обучение определяют как такой динамический процесс познания учеников законов языка и развития речи, который основывается на предвосхищении учебного материала (нового и известного). В этом случае усваиваемые знания становятся способами деятельности. Единство знания и способа деятельности, обеспечивая активность и самостоятельность ученика, ведет к созданию положительного эмоционального фона, что в совокупности приводит к формированию положительной мотивации. Не менее важным является то, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов, а связано с пересмотром процесса приобретения знаний, разработкой нового стиля обучения.

Наглядно увидеть своеобразие инновационного обучения можно в сравнении с проблемным. Сущность проблемного обучения состоит в том, что значительную часть знаний ученик добывает самостоятельно, в процессе решения задач, и, как правило, программа построена так, что весь курс обучения представляет собой последовательно предъявляемые проблемы-задания, выполнение которых приближает к усвоению предмета. Предполагается, что, преодолевая затруднения, возникающие в процессе познания, ученик усваивает понятия, знания, умения.

Основными чертами проблемного обучения (в сравнении с тради-

ционным) принято считать более активное его протекание и более высокий уровень мотивации, при этом развитие учебно-познавательной деятельности направлено на формирование творческого мышления.

Обучаемый самостоятельно решает учебные задачи, т. е. находит путь достижения результатов (условия, необходимые для выполнения задачи, не задаются, набор операций, их последовательность не оговариваются).

Инновационное же обучение в первую очередь ставит задачу составлять именно ориентировочную основу получения знаний и творчески переносить полученные умения в самые различные ситуации, т. е. дает инструмент деятельности каждому обучаемому без предварительных условий.

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы помогает учащимся осознать свои сильные стороны. Главное в том, что школьники, анализируя и созидая, включаются в активный процесс самопознания и саморазвития.

Автор:
Ж.А.Каршалова, учитель русского языка в казахской школе СЛОД №20, г.Талдыкорган