Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

Формирование познавательной деятельности студентов на уроках литературы


23 апреля 2010, 05:03 | 1 090 просмотров



Одной из главных задач современного образования является научить молодых людей учиться, помочь накопить каждому критическую массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования. В современном мире яснее становится гуманистическая сущность литературы.Заряд добра, красоты души, сострадания, великие словесные открытия наших писателей – все это жизненно необходимо для воспитания духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности.

Урок литературы должен быть интересным, разнообразным,емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интелелектуальной, эстетической, нраственно - психологической. Поэтому активность преподавателя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность студента. Каждый урок должен быть направлен на воспитание творческой, активной личности, в которой нуждается современное общество. Главная общая цель изучения литературы может быть определена следующим образом: ввести студента в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой литературы, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, эстетические вкусы, взгляды.

Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, средством хранения и усвоения традиций

Важнейшим приёмом активизации урока литературы является организация учебной деятельности с использованием «нетрадиционных форм обучения». Это понятие включает в себя организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между преподавателем и студентом, помогают им проявлять свои способности. В своей практике я использую формы обучения : урок- семинар, уроки – диспуты , которые развивают интерес к чтению, к литературе, развивают устную речь, учат общению, стимулируют творческую самостоятельность студентов. При изучении литературы периода ВОВ провела урок- концерт, где студенты читали стихотворения военных лет, поисковая группа находила материалы об истории создания произведений. Просмотрев слайды с фрагментами времен войны, студенты смогли окунуться в атмосферу прошлого, а звучавшие песни военных лет создали необхоимый эмоциональный настрой.

Только постоянный поиск, объединение усилий студента и преподавателя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение вечных вопросов помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить к прекрасному.

Автор:
Л.А.Джакубаева, преподаватель русского языка и литературы Талдыкорганский политехнический колледж