Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ГРУППОВЫХ, ФРОНТАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ


28 марта 2014, 09:47 | 1 983 просмотра



Зная и учитывая индивидуальные отличия и учебные возможности учащихся, учитель с помощью дифференцированных заданий обеспечивает каждому ученику оптимальные условия для формирования познавательной деятельности на уроке.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготов¬ки и развития каждого ученика, изучения его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, на-блюдений объединяю детей в подвижные группы. Один и тот же ученик по разным пред¬метам может находиться в разных группах и в пределах изучения одной темы его положение в группе может меняться.

Объединение детей в группы проводится в зависимости то целей и задач обучения. На¬пример, в 1 классе объединяю в одну группу детей, читающих по буквам, для формирова¬ния у них навыка плавного слогового чтения; в другую - объединяю учащихся, умеющих читать по слогам. Тут моя задача - достичь на¬выка чтения целыми словами. В третью группу входят ученики, умеющие читать целыми сло¬вами. В этом случае я распределила учеников в группы по способу чтения.

Можно группировать детей и по умению ра¬ботать самостоятельно . Здесь уже степень са¬мостоятельности ребёнка является признаком дифференциации учебной работы.

В процессе работы над внедрением диффе¬ренцированного обучения у меня сложились структурно-логические схемы, которые позво¬ляют эффективно направлять учебную дея¬тельность школьников.

На этапе формирования новых знаний на уроках русского языка и математики

Работают с учителем и 1 вариант: Вы¬полни по образцу

2 вариант: Выполни по образцу. Выполни самостоятельно.

3 вариант: Выполни по образцу. Выполни самостоятельно. Составь подобные.

На этапе закрепления зун на уроках русско¬го языка и математики.

1 вариант: основное задание, творческое задание, занимательное задание или задание повышенной трудности, общее задание

2 вариант: некоторая степень помощи тью¬тера, основное задание, творческое задание, общее задание.

3 вариант: работа с учителем, некоторая степень помощи тьютера, основное задание, общее задание.

Таким образом, дети, работающие по тре¬тьему варианту, в конце урока выполняют пра¬вильно одно и то же общее задание, что соз¬даёт у слабых учеников уверенность в своих силах, потому что они выполняют то же зада¬ние, что и самые сильные ученики. Эту линию я последовательно провожу на всех уроках.

Выработка правильного, сознательного, вы¬разительного чтения

Задания для первичного чтения

1 вариант: Прочитай правильно. Найди мно¬госоставные слова.

2 вариант: Прочитай правильно.

Задания для повторного чтения:

1 вариант: Найди опорные слова, раскрыва¬ющие содержание текста.

2 вариант: Думай, о чём читаешь.

Работа над текстом:

1 вариант: найди образные слова ( сравне¬ния, олицетворения, эпитеты)

2 вариант: найди слова, выражения, кото¬рые понравились.

1 вариант: подумай, какой интонацией пере¬дашь своё отношение к прочитанному.

2 вариант: Обрати внимание на знаки пре¬пинания.

Общее задание: прочитай текст, подготовь¬ся к правильному, быстрому, выразительному чтению.

Условия, способствующие использованию дифференцированных заданий:

1. Использование дифференцирован¬ных заданий систематически, почти на каждом уроке.

2. Дифференцированное обучение проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учеб¬ных задач.

Такой подход создаёт равные возможности для всех детей. Медленный ребёнок может пе¬рейти к более сложному заданию, а быстрый получает задания соответственно своему ин¬теллектуальному уровню. Конечным результа¬том усилий учителя и учеников будет усвоения материала программы всеми учениками без исключения, хотя пути усвоения материала бу¬дут индивидуальны

Главным методическим принципом диффе¬ренцированного обучения считаю чётко про¬думанное сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных заданий в системе уроков по определённой теме.

Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывают перед учащимися возмож¬ность перейти на более высокий уровень по-знавательной деятельности. Задания предла¬гаются на карточках с инструктажем условий их выполнений. Я позволяю учащимся самим выбрать задание: лёгкое или более трудное. Это позволяет формировать правильную са¬мооценку своих возможностей у ученика и позволяет учителю определить, насколько уверенно учащийся использует полученные знания.

Велика роль и дифференцированных до¬машних заданий, которые я также стараюсь индивидуализировать. Но я продумываю эти задания так, чтобы их проверка не занимала более 5-7 минут. При этом надо учитывать ин¬дивидуальные возможности и самых сильных, и самых слабых учеников.

Разноуровневые тесты по русскому языку

1 уровень.

1.Поставь ударение в словах. Капли росы легли на листочки цветка.

2. Выпиши слова с безударной гласной, ко¬торую надо проверять при письме. Выдели в словах безударный слог.

Зима недаром злится

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3. На какое правило написаны слова? До¬пиши самостоятельно к этому ряду ещё 2-3 слова.

Снега, у сосны, в гнезде, сова.

4.Выпиши слова, в которых надо проверять согласную на конце.

Взгляд , двор, дуб, пень, красив, у рыб, нет гнёзд, капель, кот, зверь, гриб, сад, в саду.

5.Зачеркни лишнее слово.

Сад, след, волна, прорубь, изгородь.

Стекло, стволы, мячи, мороз, снега.

2 уровень

1.Подбери слова к данным схемам и запи¬ши.

2.Вспомни и запиши парные звонкие и глу¬хие согласные.

Б-п, в-ф, г-…, …-т, …-…, …-….

3.Подчеркни лишнее слово.

Вьюга, ночью, крыльцо, льётся, сучья.

Наталья, Илья, Дарья, Ольга.

4. Выпиши слова, в которых написание согласных в конце слова расходится с произ¬ношением.

Луг, трав, куст, туман, свет, ров, старик. Ме¬сяц, дождь, изгородь, улов, повёз, воздух.

3 уровень

1. Продолжи предложения.

2. Вспомни правила переноса и под¬черкни слова, которые неправильно разделе¬ны для переноса. Выпиши эти слова, разделяя для переноса.

Были-на, доб-рота, травуш-ка, деревь-я, стре-лы, горо-да, о-зеро, сто-я.

3. Вставь нужные сочетания букв, до¬пиши в каждом столбике по 2-3 слова, подчер¬кни сочетания, которые вставил.

4. Вспомни, на какое правило записана эта цепочка слов. Допиши ещё 2-3 слова.

Скучно, солнечный , речка,

Автор:
Валентина ДЖАКСЫКЕЛЬДИНОВА, учитель начальных классов средняя школа №1 город Ушарал.