Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


28 марта 2014, 09:53 | 1 666 просмотров


Цели урока: 1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном, обеспечить усвоение темы, умение находить в текстах имена при-лагательные.

2. Развивающая: развитие памяти, речи, мышления.

3. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, привитие любви к искусству, умение работать в коллективе.

Лексическая тема: Что мы знаем об искус¬стве?

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: интерактивная доска: показ слайдов с таблицами, с заданиями, с иллю¬страциями;

учебник «Русский язык» 5 кл.

Ход урока:

I. Организационный момент: психологиче¬ская установка, тема, цели урока.

- Дети, вам тепло? Да!

- В классе светло? Да!

- Прозвенел уже звонок? Да!

- Только начался урок? Да!

- Хотите учиться? Да!

- Значит можно всем садиться!

Наш веселый школьный звонок

Пригласил нас всех на урок!

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкою всем улыбнитесь,

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

- Ребята, сегодня мы будем проходить но¬вую тему, которая называется «Имя прилага¬тельное». На уроке вы узнаете что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечают, как изменяются имена прилагательные, а так¬же научитесь находить в текстах имена прила-гательные.

- Сегодняшний наш урок - урок-путешествие в страну «Имя прилагательное» и чтобы от¬правиться в эту страну, вы должны сначала ответить на вопросы по пройденному матери¬алу

«Имя существительное».

II. Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос.

1. Что такое имя существительное?

2. Какие имена существительные называ¬ются собственными? Какие нарицательными?

Приведи примеры.

3. На какие вопросы отвечают одушевлен¬ные, неодушевленные существительные?

4. Как изменяются имена существительные?

5. Сколько падежей в русском языке?

6. Назовите падежи с вопросами.

7. Что называется склонением?

III. Переход к новой теме.

- Молодцы, ребята! Мы повторили тему «Имя существительное» , которая тесно свя¬зана с новой

темой, которой мы с вами и займемся.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие в страну «Имя прилагатель¬ное».

Прежде чем войти в эту страну я прочитаю вам два небольших текста, послушайте и ска¬жите какой из них вам понравился больше? (Учитель читает тексты записанные на инте¬рактивной доске).

1 текст. Наступила зима. Выпал снег. Лед сковал реку. Вчера был мороз, а сегодня све¬тит солнце.

2 текст. Наступила холодная зима. Выпал белый, пушистый снег. Крепкий лед сковал реку. Вчера был сильный мороз, а сегодня светит яркое солнце.

- Как вы думаете, а почему вам понравил¬ся 2-ой текст? Какие слова появились в 2-м тексте? Назовите их. (холодная, белый, пуши¬стый, крепкий, сильный, яркое).

Вот эти слова, которые вы назвали называ¬ются именами прилагательными.

Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной, вот почему вам по¬нравился второй текст.

- Итак, мы подъезжаемк первой станции, ко¬торая называется «Правило».

IV. Объяснение новой темы.

1. Имя прилагательное - часть речи, кото¬рая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные изменяются по ро¬дам, числам, падежам.

Имя прилагательное всегда связано с име¬нем существительным, т.е. стоит в том же роде, числе, падеже что и имя существитель¬ное. (запись на интерактивной доске, флип¬чарт):

Имена прилагательные изменяются по: ро¬дам:

музыкальный (вечер) - м.р.

музыкальная (школа) - ж.р.

музыкальное (произведение) - ср.р.

числам:

музыкальный (вечер) - ед.ч.

музыкальные (вечера) - мн.ч.

падежам:

И. музыкальный вечер

Р. музыкального вечера

Д. музыкальному вечеру

В. музыкальный вечер

Т. музыкальным вечером

П. о музыкальном вечере

- Мы подъезжаем ко второй станции. Это станция «Искусство».

2. Работа с текстом «Что такое искусство?»

а) - Перед прочтением текста обратите вни¬мание на данный кластер.

- Итак, ребята, по этому кластеру вы узнали, что искусство - это музыка, кино, театр, живо¬пись, скульптура, архитектура. (Здесь следует учителю объяснить по картинкам значение слов: живопись, скульптура, архитектура).

б) чтение текста учителем, учащимися.

Что такое искусство?

У этого слова несколько значений. Искус¬ством называют умение, мастерство, знание дела, например, искусство шить. Само дело, требующее такого умения, тоже называют ис¬кусством, например, военное искусство.

Но чаще всего слово искусство мы упо¬требляем в значении «художественное твор¬чество» - создание чего-либо нового, ориги¬нального, не похожего на то, что уже создано другими.

Искусство очень обширно. Оно включает в себя литературу (искусство слова) и музыку (искусство звука), архитектуру (искусство стро¬ить и украшать здания), искусство изобрази¬тельное, театральное и киноискусство.

в) словарная работа:

искусство - өнер

оригинального - өзіндік

обширно - кең, көлемді

V. Итоги урока:

- О чем мы говорили на уроке?

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

VІ. Домашнее задание: правило на стр.129., упр.297(устно), 302 (письменно).

VIІ. Выставление оценок.

- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Желаю вам удачи. Спасибо.

Автор:
Айгуль РАХМЕТЧАЕВА, учительница русского языка и литературы Школа имени Крылова Панфиловский район, Село Баскунчи.