28 марта 2014, 09:53 | 1 666 просмотров
Цели урока: 1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном, обеспечить усвоение темы, умение находить в текстах имена при-лагательные.
2. Развивающая: развитие памяти, речи, мышления.
3. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, привитие любви к искусству, умение работать в коллективе.
Лексическая тема: Что мы знаем об искус¬стве?
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: интерактивная доска: показ слайдов с таблицами, с заданиями, с иллю¬страциями;
учебник «Русский язык» 5 кл.
Ход урока:
I. Организационный момент: психологиче¬ская установка, тема, цели урока.
- Дети, вам тепло? Да!
- В классе светло? Да!
- Прозвенел уже звонок? Да!
- Только начался урок? Да!
- Хотите учиться? Да!
- Значит можно всем садиться!
Наш веселый школьный звонок
Пригласил нас всех на урок!
На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй улыбкою всем улыбнитесь,
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
- Ребята, сегодня мы будем проходить но¬вую тему, которая называется «Имя прилага¬тельное». На уроке вы узнаете что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечают, как изменяются имена прилагательные, а так¬же научитесь находить в текстах имена прила-гательные.
- Сегодняшний наш урок - урок-путешествие в страну «Имя прилагательное» и чтобы от¬правиться в эту страну, вы должны сначала ответить на вопросы по пройденному матери¬алу
«Имя существительное».
II. Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос.
1. Что такое имя существительное?
2. Какие имена существительные называ¬ются собственными? Какие нарицательными?
Приведи примеры.
3. На какие вопросы отвечают одушевлен¬ные, неодушевленные существительные?
4. Как изменяются имена существительные?
5. Сколько падежей в русском языке?
6. Назовите падежи с вопросами.
7. Что называется склонением?
III. Переход к новой теме.
- Молодцы, ребята! Мы повторили тему «Имя существительное» , которая тесно свя¬зана с новой
темой, которой мы с вами и займемся.
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие в страну «Имя прилагатель¬ное».
Прежде чем войти в эту страну я прочитаю вам два небольших текста, послушайте и ска¬жите какой из них вам понравился больше? (Учитель читает тексты записанные на инте¬рактивной доске).
1 текст. Наступила зима. Выпал снег. Лед сковал реку. Вчера был мороз, а сегодня све¬тит солнце.
2 текст. Наступила холодная зима. Выпал белый, пушистый снег. Крепкий лед сковал реку. Вчера был сильный мороз, а сегодня светит яркое солнце.
- Как вы думаете, а почему вам понравил¬ся 2-ой текст? Какие слова появились в 2-м тексте? Назовите их. (холодная, белый, пуши¬стый, крепкий, сильный, яркое).
Вот эти слова, которые вы назвали называ¬ются именами прилагательными.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной, вот почему вам по¬нравился второй текст.
- Итак, мы подъезжаемк первой станции, ко¬торая называется «Правило».
IV. Объяснение новой темы.
1. Имя прилагательное - часть речи, кото¬рая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные изменяются по ро¬дам, числам, падежам.
Имя прилагательное всегда связано с име¬нем существительным, т.е. стоит в том же роде, числе, падеже что и имя существитель¬ное. (запись на интерактивной доске, флип¬чарт):
Имена прилагательные изменяются по: ро¬дам:
музыкальный (вечер) - м.р.
музыкальная (школа) - ж.р.
музыкальное (произведение) - ср.р.
числам:
музыкальный (вечер) - ед.ч.
музыкальные (вечера) - мн.ч.
падежам:
И. музыкальный вечер
Р. музыкального вечера
Д. музыкальному вечеру
В. музыкальный вечер
Т. музыкальным вечером
П. о музыкальном вечере
- Мы подъезжаем ко второй станции. Это станция «Искусство».
2. Работа с текстом «Что такое искусство?»
а) - Перед прочтением текста обратите вни¬мание на данный кластер.
- Итак, ребята, по этому кластеру вы узнали, что искусство - это музыка, кино, театр, живо¬пись, скульптура, архитектура. (Здесь следует учителю объяснить по картинкам значение слов: живопись, скульптура, архитектура).
б) чтение текста учителем, учащимися.
Что такое искусство?
У этого слова несколько значений. Искус¬ством называют умение, мастерство, знание дела, например, искусство шить. Само дело, требующее такого умения, тоже называют ис¬кусством, например, военное искусство.
Но чаще всего слово искусство мы упо¬требляем в значении «художественное твор¬чество» - создание чего-либо нового, ориги¬нального, не похожего на то, что уже создано другими.
Искусство очень обширно. Оно включает в себя литературу (искусство слова) и музыку (искусство звука), архитектуру (искусство стро¬ить и украшать здания), искусство изобрази¬тельное, театральное и киноискусство.
в) словарная работа:
искусство - өнер
оригинального - өзіндік
обширно - кең, көлемді
V. Итоги урока:
- О чем мы говорили на уроке?
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
VІ. Домашнее задание: правило на стр.129., упр.297(устно), 302 (письменно).
VIІ. Выставление оценок.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Желаю вам удачи. Спасибо.