Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

УРОК ПО ТЕМЕ "АЛГОРИТМЫ"


28 марта 2014, 15:54 | 841 просмотр


Цель урока: Повторить и закрепить матери¬ал изученной темы.

Задачи урока:

Образовательные:

•обобщение и систематизация знаний по теме “Алгоритмы”;

•формирование навыков практического при¬менения знаний.

Развивающие:

•развитие памяти, внимания, умения сопо¬ставлять, анализировать, делать выводы;

•развитие навыков практического примене¬ния знаний;

Воспитательные:

•повышение информационной культуры уча¬щихся, интереса к предмету

•воспитание ответственности, самостоя¬тельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок обобщения и систематиза¬ции знаний.

Форма урока: урок-зачет.

План урока

1.Организационный момент. Мотивация знаний.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Работа в группах.

4. Индивидуальная работа.

5. Итог.

6.Рефлексия.

Оборудование:

•презентация, карточки с заданиями, 3 ли¬ста А4, фломастеры, готовые фигуры для блок-схемы, файл с меню готовых форм, бу¬мага с клейкой основой для проведения реф¬лексии.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, наша цель на уроке – вспомнить ос¬новные понятия темы “Алгоритмы” и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информати¬ку – мыслящий”

- Вы готовы проверить свои знания?

2. Актуализация знаний. Уровень “Вопрос – ответ”

- Повторение – мать учения. Прежде, чем браться за дело, нужно посмотреть, какие у нас есть знания.

В сказке герою даётся поручение: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Можно ли этот набор действий считать алго¬ритмом?

Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово?

3. Работа с карточками

В карточке допишите свойство алгоритма

Этап проверки работы. Взаимопроверка в парах. Откройте презентацию «Алгоритм». Правильный ответ на слайде.

Кто может выполнять алгоритм? (человек, автомат, компьютер, машина).

Что называется СКИ?

4. Работа с сигнальными карточками

•Какие вы знаете формы представления ал¬горитмов?

•В чем особенность записи в виде блок- схемы?

•Укажите блок-схемы, соответствующее на¬званию процесса. (3 мин)

На доске написано название процесса, а учащиеся показывают соответствующий вид блок – схемы.

5. Работа в группах

Какие типы алгоритмов Вы знаете?

Оборудование: лист А4, заготовки фигур блок – схем, фломастеры

- Вам предстоит провести исследование. Исследовать вы будете по алгоритму, который лежит перед вами (время работы 5 минут)

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте текст.

2. Представьте развитие ситуации в виде блок-схемы.

4. Результат оформите на альбомном ли¬сте.

Задания группам

Задание 1

Старинная задача «Волк, коза и капуста». Перевозчику нужно перевезти волка, козу и капусту с одного берега реки на другой. Но в лодку можно посадить либо волка, либо козу, либо капусту. Нельзя оставлять козу с капу¬стой: коза съест капусту, и волка с козой: волк съест козу. Как выполнить эту задачу?

Исполнитель - ПЕРЕВОЗЧИК.

Система команд ПЕРЕВОЗЧИКА:

-перевезти волка

-перевезти козу

-перевезти капусту

-переправиться

Задание 2

Индикаторами можно определить не только кислую и щелочную, но и нейтральную среду.

Изменение цвета индикаторов (лакмуса, фе¬нолфталеина и метилового оранжевого) в ще¬лочной, кислой и нейтральной среде показано в таблице.

Изменение цвета различных индикаторов под воздействием растворов кислот и осно¬ваний.

Задание 3

К реке подошли 60 солдат. Им нужно пере¬правиться через реку. Рядом с берегом пла¬вают два мальчика в лодке. Но лодка такая маленькая, что в ней поместятся два мальчика или один солдат. Как солдатам переправиться черерз реку?

Система команд исполнителя

Два мальчика, мальчик, солдат

Этап проверки работы: представитель каж¬дой группы вывешивает плакат на доске, объ¬ясняет, какой это вид алгоритма. Другие груп¬пы проверяют правильность работы.

6. Индивидуальная работа. Учитель: теперь мы с вами можем приступить к практическому заданию на компьютере.

Займите свои места за компьютером.

На рабочем столе имеется файл: буклет с инструкциями. Так как мы с вами уже знаем, что такое алгоритм и его свойства, прошу вас прочесть буклет внимательно и выбрать толь¬ко те инструкции, которые можно отнести к ал¬горитмам, отметив (записав их номера).

Пример: какие шаги алгоритма следует вы¬полнить, чтобы стать студентом.

1. Окончить школу.

2. Сдать тестовый экзамен.

3. Выдержать конкурс.

4. Сдать необходимые документы и атте¬стат в учебное заведение (институт, универси¬тет), где готовят специалистов по выбранной вами специальности

Учитель: ребята, а сейчас мы с вами немно¬го отдохнем и проведем физминутку.

Физминутка для глаз и рук.

.

Работа за компьютером.

Откройте файл «Алгоритм» и ответьте на вопросы электронного теста.

7. Домашнее задание.

Составить свои задачи, используя типы ал¬горитмов.

8. Самооценка урока.

Оцените свою работу за урок и покажите фигуру, соответствующую вашей оценки. Звез¬да –«5», квадрат - «4», треугольник – «3»

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ—АЛГОРИТМ

В жизни многие алгоритмы человек выпол¬няет не задумываясь, т.е. формально испол¬няет алгоритм (чистка зубов, открытие двери ключом, создание и отправление электронного письма и т.д.).

Если рассмотреть все наши действия, то мы все живем по алгоритму

9. Рефлексия.

- Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Ал¬горитмы” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.

- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте такое настро¬ение, которое сейчас у вас и приклейте их на экран монитора.

Ребята, чтобы добиться успеха, нужно упорно работать, развивать свой интеллект, учиться мыслить ясно и отчетливо, научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление помогает отчетливо увидеть шаги ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Способность к алгоритмиче¬скому мышлению – важная черта умного чело¬века.

Автор:
Алмагуль ЖАНАЕВА учитель информатики КГУ «Средняя школа Байысова с ДМЦ» Ескельдинский район