Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КАЗАХСТАН В 60-Х-80-ХГ.Г


28 марта 2014, 15:57 | 894 просмотра



Задачи урока: продолжить формирование знаний учащихся о политической, экономиче¬ской жизни страны в период середины 60-80-х гг.; обеспечить на уроке повторение, закрепле¬ние и проверку усвоения учащимися навыков по теме; развивать у учащихся способность к конкретному и обобщенному мышлению в ра¬боте с документами, умение логически, после¬довательно излагать свои мысли.

Тип урока: проблемный урок.

Наглядные пособия:

Текст учебника

Карта Республики Казахстан

Карта «Народное хозяйство Казахстана в 60-80-е годы».

Оборудование: проектор

Ввод в тему.

Проблемное задание.

Конец 60-х гг. – очень сложный и противо¬речивый период в нашей истории, названный застоем. Оценки этого времени противоре¬чивы, особенно сейчас. Многие испытывают ностальгию по тем временам. Сегодня как бы окунувшись в то времен, вы сами должны ре¬шить, была ли эта система гуманной и демо¬кратической и духовной жизни этого периода?

I. Слово учителя.

Период с середины 60-х до середины 80-х гг. вошел в историю нашей страны как период застоя. Мы жили, словно в вакууме, изолиро¬ванные от мировой цивилизации «железным занавесом». Расхождение между словом и делом вызывали социальную апатию, нарас¬танию которой способствовали нарушения социальной справедливости, девальвация идеологических и нравственных ценностей, взяточничество, коррупция, рост преступности. Отсутствие гласности и атмосфера всепро¬щенства способствовали разложению партий¬но-государственного аппарата. Большинство людей не читали газет, телевизор включал¬ся только во время показа художественных фильмов или каких-либо развлекательных программ типа «Кабачка 13 стульев», кото¬рых было очень мало. Много времени на ТВ отводили таким программам, как, например «Ленинский университет миллионов». Еже¬дневно, ровно в 20:30 передавали программу «Время», которую мало кто слушал, так как «В Багдаде всегда все было спокойно». Мы толь¬ко и делали, что боролись за мир и стояли на трудовой вахте. Так мы и жили. Средства мас¬совой информации пропагандировали преиму¬щества социалистического строя, славослови¬ли в честь известного борца и продолжателя ленинских идей Л.И.Брежнева. А прилавки ма¬газинов продолжали пустеть.

В 1975 году вышла в свет книга О. Сулей¬менова «Азия» (книга благонамеренного чита¬теля). Вот, что сам О. Сулейменов говорит о содержании книги: «Там и я впервые обратил внимание на средневековые отношения наших ведущих этносов – славянского и тюркского – на примере приключений князя Игоря и его брата – половецкого хана Кончака, взаимоот¬ношения которых протекали не только в сфере военных действий, как это подчеркивала наша официальная историография. Взгляд этот шел от хроник. Их авторы односторонне смо¬трели на факты, историю… И когда сегодня мы смотрим на прошлое сквозь призму сред¬невековых хроник, мы видим сплошную войну. Мир не историчен, его трудно описать. Если мы встретились просто, поговорили о девуш¬ках, цветах и разошлись, что здесь для исто-рико? Ничего, пустая строка. Пробел. Так вот, эти пробелы и есть жизнь народов, когда люди встречались, вместе пасли скот, вместе па¬хали. Подрались, это попадет в милицейскую хронику – документ. А если обнялись и поцело¬вались – это неподсудно, а следовательно, не исторично. Мы должны смотреть на историю этих белых пятен. А это сплошной светлый океан, в котором небольшие багровые остро¬ва описанных войн». Блестяще написанная, глубокосодержательная и интересная была изъята из библиотек и товарооборота. Как вы думаете, почему? Что в этой книге было кри¬минального?

II. Задания учащимся.

1. Какую роль в политической жизни страны сыграл Л.И.Брежнев?

2. Что вы знаете о деятельности Д.А.Кунаева? Как вы оцениваете его деятель¬кость?

— Период 70 – 80-х гг. в истории советского общества получил определение «застойного». Некоторые связывают такое состояние обще¬ства, прежде всего с личностью Л.И.Брежнева и его окружением. Несомненно, субъективный фактор играл свою роль. Но главное все же заключалось в социально экономических от-ношениях, господствовавших в стране, той модел социализма,которая сфор¬мировалась еще в 30-х гг.

Экономика Казахстана, как известно, функционировала в составе народнохозяй¬ственного комплекса страны. Нельзя отрицать определенного нарастания экономического и культурного потенциала республики в этот период. Были введены в строй сотни новых промышленных предприятий, за короткий срок освоены газо–нефтяные богатства Мангышла¬ка, вдвое возрос общий объем промышленной продукции. В народное хозяйство внедрялись отдельные достижения НТП. Из республики в огромных размерах по неэквивалентным ценам вывозились нефть, уголь, металлы, минеральные удобрения. В частности, тонну железной пуды государство покупало за 26 ру¬блей, а на внешнем рынке продавало за 100 долларов.

Задание: Проанализируйте данные и сде¬лайте выводы.

-Кризисные формы в рассматриваемый период приобрела ситуация в сельском хозяй¬стве. Но, как известно, сельское хозяйство все годы находилось в перманентном упадке. Они связывают отставание сельского хозяйства с несовершенством его организационных форм, другие считают, что причины кризиса кроются в сущности аграрной политики, которая носила антикрестьянский характер.

С интенсивным развитием промышленности сельского хозяйства возникли в регионе эколо¬гические проблемы.

(сообщение о Семипалатинском ядерном полигоне и проблеме Арала).

В рассматриваемый период предпринима¬лись попытки осуществить переход к экономи¬ческим методам хозяйствования. В частности, в 1982 г. Была создана система Госагропрома, призванная демократизировать управление, расширить самостоятельность колхозов и со¬вхозов, она не оправдала себя. В те годы и снизу делались попытки сломать сложившую¬ся систему хозяйствования.

(сообщение о И.Худенко)

Подведение итогов.

Можно ли говорить о том, что за годы со¬ветской власти сформировалась единая общ¬ность – советский народ?

Почему довольно большое количество лю¬дей старшего поколения хотели бы вернуть то время, те порядки?

А вы бы хотели жить при той системе?

Какие новые промышленные предприятия были созданы в этот период в Казахстане?

Автор:
Сауле САРСЕМБАЕВА, учитель истории сш.им. Н.Крупской Карасайский район, с.Улан.