Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ ОТКРЫТО ЗАЯВЛЯЮТ О ПРЕЖДЕВРЕМЕННОСТИ УТВЕРЖДЕНИЯ СТАНДАРТА 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ


28 марта 2014, 10:04 | 2 158 просмотров



В стенах Академии педагогических наук Казахстана состоялось обсуждение государственного общеобязательного стандарта начального образования 12-летней школы. Ведущие ученые встретились, чтобы детально рассмотреть данный стандарт, представленный Министерством образования и науки. Как известно, процесс перехода на 12-летнее образование начнется в 2015 г. Правительство РК и Минобр дают самые благоприятные прогнозы на благополучный исход данной реформы, несомненными плюсами которой, по их мнению, являются снижение перегрузки учащихся, продление периода детства, облегчение адаптации к основной школе, четкое определение профессионального будущего и прочее. Но вот ученые с этим категорически не согласны!

Итогом встречи ведущих ученых Ка¬захстана стало открытое письмо на имя премьер-министра Республики Казах¬стан Серика Ахметова, председателя мажилиса Парламента РК Нурлана Ниг¬матулина и первого заместителя пред¬седателя партии «Нур Отан» Бауржана Байбека. Сами ученые свое письмо-об¬ращение называют не иначе как криком души, который, они надеются, будет ус-лышан и учтен.

Открытое письмо

Мы, нижеподписавшиеся ученые, за¬нимающиеся проблемой совершенство¬вания системы образования, выражаем большую озабоченность по поводу каче¬ства ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯ¬ЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНО¬ГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее – Стандарт) 12-летней школы, представленного Министерством образования и науки, а также планируемого срока утверждения Стандарта (май 2014 г.). Разработанный документ основан на зарубежных стан¬дартах без учета особенностей и нацио¬нальных ценностей Казахстана.

Данное утверждение основывается на том, что, во-первых, определены ценно¬сти и цели среднего образования, кото¬рые не отражают проблемы воспитания и обучения в начальных классах.

Особенности возрастного периода учащихся начальных классов требуют особого подхода в воспитании духов¬но-нравственных качеств. В Стандарте они не заявлены. Анализ материалов, касающихся содержания учебных пред¬метов в «Сквозных темах», изучаемых в 1-м классе, показал, что включены темы, не учитывающие казахстанские реалии. Например: «Приготовление бутерброда и пиццы». «Бутерброд», «пицца» – раз¬ве это казахская национальная еда? Таких примеров встречается множество. Граждан какой страны мы намерены вос¬питывать?

Во-вторых, с первого класса предусмо¬трено обучение интегрированному пред¬мету «Искусство», включающему в себя «Изобразительное искусство», «Музы¬ку» и «Технологию». На наш взгляд, из¬учение этих предметов интегрированно является неправильным. У каждого из этих предметов своя направленность в эстетическом воспитании учащихся. Ин¬теграция предметов друг с другом про¬слеживается слабо. Проблема подготов¬ки учителей, которые преподавали бы три предмета интегрированно, также не решена. Кто и как будет выполнять эту функцию?

В-третьих, при отборе содержания предметов не учтены как возрастные особенности, так и уровень знаний уча¬щихся. В содержании предмета «Вве¬дение в науку» предусмотрено изучение моделирования электрических цепей с помощью компьютерных программ. Электрическая цепь – это сложный элек¬тромагнитный процесс, который опре¬деляется понятиями «электродвижущая сила», «ток» и «напряжение». Для того чтобы создать модель при помощи ком¬пьютерных программ, необходимо знать его сложные характеристики. Разве это могут знать учащиеся начальных клас¬сов?

В содержании каждого учебного пред¬мета можно встретить много таких тем, которые не в состоянии усвоить учащий¬ся начального класса. Такие задания на¬носят вред психолого-физиологическому здоровью учащихся.

В-четвертых, с первого класса пред¬усмотрено изучение предмета «Инфор¬мационно-коммуникационные техноло¬гии» (ИКТ). В развитых странах ИКТ не преподается как специальный предмет. Так как учащиеся должны овладеть ком¬пьютерной техникой только на уровне пользователя. К тому же не секрет, что в настоящее время в сельских школах для изучения этого предмета на необхо¬димом уровне не созданы условия в виде достаточного количества компьютерной техники, сети Интернет и др.

В-пятых, в послании Главы государ¬ства народу Казахстана в стратегической программе «Казахстан-2050» указано о необходимости владения выпускниками школ казахским, русским и английским языками. Мы полностью поддерживаем идею президента. Однако Глава государ¬ства не указал о необходимости обуче¬ния английскому языку с первого класса.

Наукой доказано, что эффективное изучение других языков возможно на основе владения родным языком. Выда¬ющийся педагог К. Д. Ушинский и извест¬ный психолог Л. С. Выготский научно до¬казали, что прежде чем начать изучение иностранного языка, ребенок должен в совершенстве владеть родным языком. Изучение трех языков с первого класса значительно усложняет содержание на-чального образования и затрудняет до¬стижение цельности миросозерцания ребенка.

Изучив учебные планы более чем 20 ведущих стран мира, мы убедились в том, что в 1-м и 2-м классах изучается в основном один язык, в редких случаях два языка.

В нашей стране по решению Министер¬ства образования и науки с 2013/2014 учебного года в 1-х классах введено обучение английскому языку в объеме одного часа в неделю. На данном этапе неизвестно, на каком уровне проводится обучение трем языкам, каковы результа¬ты обучения. Есть много случаев, когда первоклассники в устной речи в одном предложении используют и казахские, и русские, и английские слова. И трудно понять, на каком языке говорят дети.

В Стандарте с 1-х классов запланиро¬вано обучение одному языку в объеме 5 часов, второму языку – 3 часов, третьему языку – 2 часов. Согласно санитарным правилам, утвержденным в 2011 году правительством Республики Казахстан, казахский, русский, иностранный языки и ИКТ являются трудными предметами. В 1-м классе на обучение этих предме¬тов выделено 11 часов. Это составля¬ет 48 процентов от учебной нагрузки. В Японии лишь обучение японскому языку составляет 34 процента, предмет ИКТ не изучается.

В Казахстане функционируют 74 шко¬лы с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, кроме того, в 135 сме¬шанных школах есть классы, где занятия ведутся на этих языках. В этих школах и классах обучаются 96 240 детей. Эти дети с 1-го класса в объеме 5 часов в не¬делю должны изучать свой родной язык, то есть изучить четвертый язык. Они не смогут выдержать такую нагрузку, им бу¬дет крайне тяжело.

Обучение трудным предметам в боль¬шом объеме в начальных классах сни¬жает у обучающихся желание учиться и отрицательно влияет на их психолого- физиологическое здоровье.

В международном исследовании TIMSS 2007 года казахстанские школь¬ники 4-го класса по математике заняли 5-е место, по естествознанию 11-е. В ис¬следовании TIMSS 2011 года школьники 4-го класса по математике заняли 24-е место, по естествознанию 32-е. В этом же 2011 году восьмиклассники (четверо¬классники 2007 года) по этим предметам заняли 17-е и 20-е место. Из этого видно, что за четыре года качество образова¬ния резко ухудшилось.

Среди 65 стран в исследованиях PISA- 2009, PISA-2012 15-летние казахстан¬ские учащиеся показали самые низкие результаты.

Если мы будем обучать первоклассни¬ков в 2015/2016 учебном году по выше¬указанному Стандарту и запланирован¬ной нагрузке, тогда их качество знаний значительно понизится, а здоровье рез¬ко ухудшится.

Духовно-нравственное воспитание детей реализуется только через родной язык. Не секрет, что в настоящее время в городах живут казахские дети, кото¬рые плохо знают свой родной язык. Это становится большой проблемой. Если мы будем обучать с 1-го класса трем языкам, тогда качество овладения казах¬ским языком резко снизится.

В 1879 году император Японии Мэйдзи в своем указе «Великие принципы обра¬зования» отметил: «Люди должны сна¬чала воспитать в себе духовность и при¬держиваться моральных устоев, а затем они могут усвоить различные предметы в соответствии со своими способностя¬ми». Эта идея стала основной позицией юго-восточных стран, так называемых азиатских «тигров», показывающих вы-сокие результаты в области образова¬ния в международных исследованиях.

Мы считаем, что идею Главы государ¬ства нужно понимать именно с этой по¬зиции.

Автор:
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы