4 апреля 2014, 07:42 | 1 447 просмотров
Цели:
- помочь учащимся раскрыть духовные цен¬ности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
- учиться анализировать художественное про¬изведение, отстаивать свою точку зрения;
- развивать коммуникативные навыки и сце¬нические умения учащихся; продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;
- способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы : частично-поисковый, исследова¬тельский, словесный, наглядный.
Приемы: «Мозговой штурм», «Ключевые сло¬ва», синквейн.
Формы: групповая работа, индивидуальная.
Оборудование: ватманы, фломастеры, сти¬керы, жетоны, компьютерная презентация пор¬третов героев, «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлу¬повская, Г.П. Снетова.
1 мин. I. Организация класса.
( Ребята входят в класс и говорят послови¬цы о добре, подготовленные заранее. (Кто не выполнил дом. Задание не получает жетон). Учащиеся занимают места по группам : «Теа¬тралы», «Художники», «Писатели» ( деление происходит в результате жеребьевки)
1 мин. II. Вступительное слово учителя.
Вы распределились по творческим секци¬ям. Сегодня у нас необычный урок. Если вы бу¬дете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Пропуском на наш урок были пословицы о до¬бре. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (открыть тему урока, записанную на доске). Тема нашего урока
« Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы по¬стараемся раскрыть духовные ценности, нрав¬ственные законы, по которым живут герои про¬изведения.
2 мин. Посмотрите на доску и озвучьте эпи¬граф к уроку: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях». Л.Н.Толстой
- Как понимаете смысл эпиграфа? (за ответы раздаются жетоны)
- А что такое добро? Доброта?
3 мин. Составьте кластер. Как вы понимаете значение этого слова.
3 мин. Защита кластеров.
2 мин.Ученик из группы «Писатели» зачитыва¬ет значение слова Доброта по толковому слова¬рю. ( М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка».
Учитель: Итак, мы с вами пойдем дорогою До¬бра по страницам произведения.
5 мин. III.Викторина.( вопросы выводятся на экран через компьютер)
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произ¬ведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посыл¬ке? (макароны, гематоген).
4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).
5. Назовите главного игрока в деньги? (Ва¬дик).
6. Что во второй посылке герой никогда не ви¬дел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении фран¬цузского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы ку¬пить молоко? (рубль)
- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)
11. Быстрым движением головы он забрасы¬вал съехавшую челку наверх, небрежно сплевы¬вал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)
12. Однажды (…), в общем – то скупой, при¬жимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)
(За правильные ответы – жетоны)
15 мин. I V. Портретные характеристики геро¬ев. Работа с текстом.
- Молодцы! По словесному описанию вы узнали героев. Посмотрим, как справитесь с портрет¬ными характеристиками. Посмотрите на монитор. Перед вами изображение героев рассказа. Назовите их. ( директор, Лидия Ми¬хайловна, герой)
- Ваша задача найти в тексте портретные харак¬теристики героев. Назвать основные черты характера. Зачитать, сказать, можно ли по портрету определить характер человека.
1группа – портрет героя;
2группа – портрет Лидии Михайловны.;
3группа – портрет дирек¬тора.
(группы готовятся)
Учащийся группы го¬товят спикера для защиты своих проектов. Защищают.
Герой: - честность;
-упорство;
-смелость;
-стойкость;
-воля;
-самостоятельность.
Л.М. : -смелость;
-чувство собственного достоинства;
-честность;
-доброта;
-милосердие;
-чуткость;
-щедрость;
-отзывчивость;
-ум.
Директор - черствость;
-строгость;
-карает;
-вмешивается;
-считает поведение учителя преступлением;
-сухарь.
(За правильные ответы – жетоны).
V. Работа в творческих группах.
Секция «Театралы». Вам задание – чтение по ролям предложенного учителем эпизода. ( Игра Лидии Михайловны в фишки и разоблаче¬ние директором). Вы сами будете в роли режис¬сера и актеров.
Секция «Художники». Вы рисуете иллюстра¬цию к понравившемуся эпизоду произведения и озвучиваете ее.
Секция «Писатели». Вы пишете письмо ди¬ректору школы Василию Андреевичу, как вы считаете, преступление ли совершила Лидия Михайловна.
VI. Проверка творческих работ секций.
3 мин. VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.