Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

УРОКИ ДОБРОТЫ ПО РАССКАЗУ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО».


4 апреля 2014, 07:42 | 1 447 просмотров



Цели:

- помочь учащимся раскрыть духовные цен¬ности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

- учиться анализировать художественное про¬изведение, отстаивать свою точку зрения;

- развивать коммуникативные навыки и сце¬нические умения учащихся; продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;

- способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Тип урока: обобщающий.

Методы : частично-поисковый, исследова¬тельский, словесный, наглядный.

Приемы: «Мозговой штурм», «Ключевые сло¬ва», синквейн.

Формы: групповая работа, индивидуальная.

Оборудование: ватманы, фломастеры, сти¬керы, жетоны, компьютерная презентация пор¬третов героев, «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлу¬повская, Г.П. Снетова.

1 мин. I. Организация класса.

( Ребята входят в класс и говорят послови¬цы о добре, подготовленные заранее. (Кто не выполнил дом. Задание не получает жетон). Учащиеся занимают места по группам : «Теа¬тралы», «Художники», «Писатели» ( деление происходит в результате жеребьевки)

1 мин. II. Вступительное слово учителя.

Вы распределились по творческим секци¬ям. Сегодня у нас необычный урок. Если вы бу¬дете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Пропуском на наш урок были пословицы о до¬бре. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (открыть тему урока, записанную на доске). Тема нашего урока

« Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы по¬стараемся раскрыть духовные ценности, нрав¬ственные законы, по которым живут герои про¬изведения.

2 мин. Посмотрите на доску и озвучьте эпи¬граф к уроку: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях». Л.Н.Толстой

- Как понимаете смысл эпиграфа? (за ответы раздаются жетоны)

- А что такое добро? Доброта?

3 мин. Составьте кластер. Как вы понимаете значение этого слова.

3 мин. Защита кластеров.

2 мин.Ученик из группы «Писатели» зачитыва¬ет значение слова Доброта по толковому слова¬рю. ( М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка».

Учитель: Итак, мы с вами пойдем дорогою До¬бра по страницам произведения.

5 мин. III.Викторина.( вопросы выводятся на экран через компьютер)

1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).

2. Назовите реку, на которой жил герой произ¬ведения? (Ангара).

3. Что прислала учительница в первой посыл¬ке? (макароны, гематоген).

4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).

5. Назовите главного игрока в деньги? (Ва¬дик).

6. Что во второй посылке герой никогда не ви¬дел в реальной жизни? (яблоки).

7. Что не давалось мальчику в изучении фран¬цузского языка? (произношение).

8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)

9.Сколько денег нужно было герою, чтобы ку¬пить молоко? (рубль)

- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?

10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)

11. Быстрым движением головы он забрасы¬вал съехавшую челку наверх, небрежно сплевы¬вал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)

12. Однажды (…), в общем – то скупой, при¬жимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)

(За правильные ответы – жетоны)

15 мин. I V. Портретные характеристики геро¬ев. Работа с текстом.

- Молодцы! По словесному описанию вы узнали героев. Посмотрим, как справитесь с портрет¬ными характеристиками. Посмотрите на монитор. Перед вами изображение героев рассказа. Назовите их. ( директор, Лидия Ми¬хайловна, герой)

- Ваша задача найти в тексте портретные харак¬теристики героев. Назвать основные черты характера. Зачитать, сказать, можно ли по портрету определить характер человека.

1группа – портрет героя;

2группа – портрет Лидии Михайловны.;

3группа – портрет дирек¬тора.

(группы готовятся)

Учащийся группы го¬товят спикера для защиты своих проектов. Защищают.

Герой: - честность;

-упорство;

-смелость;

-стойкость;

-воля;

-самостоятельность.

Л.М. : -смелость;

-чувство собственного достоинства;

-честность;

-доброта;

-милосердие;

-чуткость;

-щедрость;

-отзывчивость;

-ум.

Директор - черствость;

-строгость;

-карает;

-вмешивается;

-считает поведение учителя преступлением;

-сухарь.

(За правильные ответы – жетоны).

V. Работа в творческих группах.

Секция «Театралы». Вам задание – чтение по ролям предложенного учителем эпизода. ( Игра Лидии Михайловны в фишки и разоблаче¬ние директором). Вы сами будете в роли режис¬сера и актеров.

Секция «Художники». Вы рисуете иллюстра¬цию к понравившемуся эпизоду произведения и озвучиваете ее.

Секция «Писатели». Вы пишете письмо ди¬ректору школы Василию Андреевичу, как вы считаете, преступление ли совершила Лидия Михайловна.

VI. Проверка творческих работ секций.

3 мин. VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Рефлексия.

Автор:
Т.П. ВАЛИТОВА, учитель русского языка и литературы, средней школы имени КемеляТокаева, города Уштобе