Маған жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі!
Республикалық апталық газеті

КУРС НА ФУНКЦИО¬НАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ


11 апреля 2014, 08:51 | 1 322 просмотра



В среднем образовании надо подтя¬гивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускни¬ки школ должны знать казахский, рус¬ский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критическо¬го мышления, самостоятельного поис¬ка и глубокого анализа информации.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ,

Президент Республики Казахстан

Именно потенциал начальной школы как фундамент образования предопреде¬ляет способность детей успешно обучать¬ся.

Программа развития ООН в Докладе о человеческом развитии 2013 года акцен¬тировала внимание стран мира на сле¬дующем тезисе: «ключевым фактором расширения человеческих возможностей является не продолжительность обуче¬ния, а качество образования». Традиционно эксперты в области оценивания эффек-тивность реализации государственной образовательной политики определяют посред¬ством мониторинга трех ключевых факторов качества образования.

Во-первых, содержание образования – государственные стандарты и соответствен¬но учебные программы, учебники и учебно-методические комплексы. Во-вторых, усло¬вия, соз¬данные для успешного обучения, в том числе педагогический корпус страны. В-третьих, учебные достижения учащихся. Носитель качества полученного образова¬ния – выпускник детского сада, школы, колледжа или вуза.

Один из наиболее признанных мировым педагогическим сообществом международ¬ный экзамен образовательных достижений обучающихся 15-летнего возраста PISA (Programme for International Student Assessment) Организации экономического сотруд¬ничества (ОЭСР) конкурентоспособность систем образования определяет через оцен¬ку уровня компетентности мотивированной на обучение и профессиональное развитие личности. В данном проекте принимают участие самые развитые страны мира, в том числе страны ОЭСР, на долю которых приходится 80% мировой экономики.

Сильный профессиональный «кад¬ровый резерв» различных секторов экономики и социальной политики – это школьники, которые уже сейчас демонстрируют высокий уровень навыков решения широкого круга проб¬лем. Мы получаем ответ на важный вопрос, насколько хорошо школьники смогут в будущем экстраполировать то, что зна¬ют. Итоги участия в проекте позволяют не только получить объек¬тивные данные, но и реально оценить достижения и проблемы школьного образования. В исследовании PISA-2012 улучшены показатели в сравнении с PISA-2009 в направлении математи¬ческая и естественно-научная грамотность 15-летних обучающихся. Рост показателя результативности выполнения заданий математической грамотности составил 27 бал¬лов и 25 баллов по направлению «естественно-научная компетентность» обучающих¬ся. При этом наши школьники все еще уступают своим зарубежным сверстникам в ключевых компетенциях – умении интерпретировать и анализировать информацию, прогнозировать те или иные процессы, работать с данными графиков и представлять аргументированные ответы.

Да, мы гордимся тем, что наши дети достаточно полно отвечают на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». При этом представить развернутые объяснения на вопро¬сы «Почему?», «Как?», «Зачем?» затрудняются. Самый высокий, шестой, уровень функ¬циональной грамотности во всех трех областях исследования (способность школьников детально, точно и глубоко интерпретировать как текст в целом, так и каж¬дую единицу информации, уловить мысль автора, сопоставляя разные точки зрения, грамотно аргументировать и представить свою точку зрения) демонстрируют 15-лет¬ние обучающиеся Кореи, Финляндии, Китая, Сингапура, Японии.

Одна из главных миссий международных исследований функциональной грамот¬ности школьников – глубокий экспертный анализ «богатства» содержания образова¬ния: от концептуальных целей, обозначенных в стандартах и учебных программах, до контекст-ных социально-экономических факторов, влияющих на успешность обучения детей в странах-участницах. Обладая информацией об уровне учебных достижений обучающихся, педагогическое сообщество стран-участниц определяет направления максимального улучшения результатов обучения. При этом критерии успешности об¬учения – умение ясно выражать мысли, аргументировать, работать в группе и коман¬де – формируются прежде всего на уровне начальной школы. Младшим школьникам свойственны чувство ответственности и дружелюбие, желание больше знать и полу¬чать достаточно полный ответ на вопрос «Почему?».

Новая концептуальная модель содержания начального образования Государствен¬ного общеобязательного стандарта, разработанного АОО «Назарбаев Интеллекту¬альные школы» совместно с Национальной академией образования им. Ы. Алтынса¬рина МОН РК и широко обсуждаемая сегодня педагогическим сообществом страны, позволит кардинально проработать национальные учебные программы и улучшить контент учебников и учебно-методических комплексов. Проект рамочного документа начального образования расширяет целевые задачи – «развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работ». Это, в свою очередь, предполагает обновление педагогических методов и форм воспитания, обучения и развития.

Опыт участия казахстанских школьников в международных исследованиях убежда¬ет нас в необходимости разработки установленных и принятых учительским сообще¬ством критериев «школьного портфеля компетенций». Предложенная в проекте ГОСО начального образования «система целей начального образования, представленная в виде ожидаемых результатов обу¬чения», созвучна с концептуальными методологи¬ческими положениями ведущих международных сравнительных исследований каче¬ства школьного образования PISA, TIMSS и PIRLSS. Глубокий анализ международных энциклопедий таких исследований свидетельствует о необходимости внедрения в об¬разовательный процесс уже на начальной ступени среднего образования необходи¬мых механизмов и инструментов «взращивания» компетенций.

Каждый наставник младших школьников заинтересован в том, чтобы его ученик был успешным в обучении на других ступенях образования и смог реализовать полученные компетенции в полезные для жизни навыки. Внед¬рение критериального оценивания «успешности учебной деятельности отдельного учащегося и успеваемости класса в целом» позволит педагогам своевременно проводить не только корректирующие, но и, что очень важно, предупреждающие и прогностические педагогические действия для устранения возможных сбоев процесса обучения. При этом установленная планка должна быть соизмеримой и реальной как для ученика, так и для учителя. И здесь прежде всего важно, чтобы учитель не испытывал никаких трудностей. Потому как по итогам такой работы определяется и профессиональная компетентность педагога. Достигнутые учащимися результаты должны оцениваться на основе выработанных критериев по «конкретному учебному предмету, классам», которые соответствуют ожиданиям прежде всего самого школьника, его родителей, а значит, общества и го¬сударства.

Нельзя не менять систему, когда среда изменилась до неузнаваемости. Время дик¬тует новые требования к образованию. Преобразования в глобальном мире не по¬зволяют школе стоять на месте. Ответить на запросы времени может только такая система обучения, которая формирует высокий уровень ключевых компетенций.

Реформа начального образования не революционный, а вполне закономерный эволюционный процесс. В целом обновление содержания обу¬чения младших школь¬ников позволит успешно позиционировать нашу страну по показателю «качество на¬чального образования» в Глобальном рейтинге конкурентоспособности стран мира, проводимом ежегодно Всемирным экономическим форумом. Реализация принципа «образование ради повышения качества развития личности учащегося», предложен¬ная разработчиками нового концептуального документа, станет главным тактическим шагом перехода традиционной школы, ориентированной на получение обучаемыми суммы знаний, к системе образования, выпускники которой найдут свою нишу в жизни и внесут неоценимый вклад в прогресс страны.

Автор:
Алмагуль КУЛТУМАНОВА, директор Национального центра образовательной статистики и оценки Министерства образования и науки РК